Отзывы о рейтинговом агентстве
Создание, поддержка и развитие уникальной диалоговой площадки казахстанского бизнес-сообщества и государства - бесспорная заслуга агентства "Эксперт РА Казахстан". Актуальные и содержательные обсуждения ключевых вопросов - это и есть тот открытый обмен мнениями и опытом участников диалога, приводящий ко всеобщему пониманию важности социального партнерства.

ТОО "БИПЭК АВТО Казахстан"


«Журнал Kazakhstan»: Даешь админреформу!

Аскарбек МАХМУТОВ

25 декабря 2014 года

По уже сложившейся традиции в ноябре состоялся VI Экономический форум национального бизнеса «Эксперт-200-Казахстан», в ходе которого обсуждались итоги одноименного рейтинга, а также вопросы взаимодействия власти и делового сообщества. При этом если чиновники больше рассказывали о грандиозных планах на будущее, то отечественные бизнесмены и иностранные инвесторы поднимали проблемы качества госуправления и функционирования судебной системы.

Сырьевики сдают позиции

Для начала представим итоги самого рейтинга. Согласно выкладкам рейтингового агентства «Эксперт РА Казахстан», по итогам 2013 года выручка двухсот крупнейших компаний нашей страны достигла 23,8 трлн тенге ($156 млрд), увеличившись на 9% против 6% годом ранее. При этом составители обзора подчеркивают, что, вопреки положительной динамике, ни одна из тенденций, оказывающих негативное влияние на экономическое развитие и финансовое состояние компаний, не преодолена.

В первую очередь речь идет о высокой зависимости нашей экономики от мировой конъюнктуры на рынке сырья. На этом фоне растущий внутренний спрос продолжает покрываться преимущественно импортной продукцией, в то время как промышленность по прежнему ориентирована на производство продукции низших переделов. Впрочем, в исследовании, в качестве «слабой» положительной тенденции обозначено постепенное снижение за последние два года веса сырьевого сектора. Например, доля металлургии в выручке 200 крупнейших компаний сократилась с 13,6% в 2011 году до 10,8% в 2013-м. Хотя основную роль в этом сыграло падение мировых цен на сырье. Утраченные «сырьевиками» лидерские позиции заняли торговые компании и банки, доля которых за два года выросла с 7,4% до 8,9% и с 4,1% до 5,1% соответственно. Как отмечают эксперты, и те и другие добились успехов благодаря растущему потребительскому спросу. Однако давайте обо всем по порядку.

На долю нефтяной и нефтегазовой промышленности (с учетом компаний, входящих в холдинги) в нынешней табели о рангах приходится почти 50% выручки. При этом динамика нефтегазовой отрасли оказалась скромнее, чем в целом по рейтингу, и составила лишь 2%. Примечательно, что этот показатель оказался даже меньше физического прироста добычи нефти в Казахстане, который в прошлом году составил 3,3%, доведя общий объем до 81,8 млн т. Это расхождение авторы обзора объяснили тем, что за прошлый год средняя цена нефти сорта Brent снизилась на 3%.

Еще хуже оказалась ситуация в металлургической промышленности. Созданные после кризиса 2008 года избыточные мощности в металлургии Китая оказали понижательное давление на цены, приведя к их падению. В результате совокупная выручка четырех предприятий отечественного чермета снизилась на 2%. Объем реализации 12 компаний цветной металлургии упал еще больше — на 6%. В целом положительную динамику в рейтинге смогли продемонстрировать лишь четверть из вошедших в него металлургических компаний. Волатильность на биржах сказалась и на показателях предприятий агропрома. Только за прошлый год они потеряли 11% выручки. Негативную роль здесь сыграли не только внешние, но и внутренние факторы: несмотря на хороший урожай зерновых в 18,2 млн т, качество зерна вследствие неблагоприятных погодных условий оказалось низким. На этом фоне произошло падение экспорта зерна на 31% — до 5,4 млн т. В результате такие крупные зерновые трейдеры, как корпорация «АПК-Инвест» и холдинг «КазЭкспортАстык», продемонстрировали снижение объемов его реализации на 15–16%.

Заметно снизили динамику участники рейтинга из сектора электроэнергетики. Рост их выручки составил 7% против 19% в 2012 году. Как считают аналитики, с учетом падения внутреннего потребления ситуация могла бы быть еще хуже, если бы образовавшийся излишек электроэнергии не удалось экспортировать.

Кто в роли догоняющих?

Примечательно, что на этом фоне хорошую динамику показали 11 вошедших в обзор банков. По итогам 2013 года их выручка в среднем увеличилась на 21% против 8% в 2012-м. Локомотивом роста стало потребительское кредитование, объем которого увеличился на 55%, в то время как юридические лица нарастили свои заимствования всего на 6%. Представляется, что повышению кредитной активности населения способствовали «крайне мягкие» условия получения займов, поскольку в большинстве случаев не требовалось обеспечение со стороны заемщика. Вместе с тем бурный рост потребительского кредитования вызвал опасения в возникновении «кредитного пузыря». Поэтому новые ограничения, введенные регулятором в этой сфере, могут стать сдерживающим фактором роста в 2015 году. Судя по рейтингу, весьма позитивная ситуация складывалась в прошлом году на автомобильном рынке, где наблюдался рост не только у дилеров, но и у производственников. По расчетам Ассоциации казахстанского автобизнеса, официальные продажи автомобилей в 2013-м выросли на 69%. Один из крупнейших автодилеров — группа компаний «БИПЭК АВТО Казахстан» продемонстрировала прирост выручки на 107%. Ею было реализовано 86,8 тыс. автомобилей, что на 76% больше, чем годом ранее. Одновременно крупнейшее в стране автосборочное предприятие «АЗИЯ АВТО» увеличило объем продаж на 93%. Не намного отстал от лидеров и «АгромашХолдинг»: в 2013 году его выручка поднялась более чем на 60%. В целом показатели автопрома — общий рост на 47% — весьма впечатляют. И все же его доля в суммарном объеме реализации 200 ранжируемых компаний выглядит весьма скромной и составляет всего 1,1%.

Положительными результатами порадовали и строительные компании. Крупнейшие из них нарастили свои обороты на 85%. Значительный вклад в этот показатель внесла BI Group, увеличившая доход на 55%. Как отмечают в компании, драйверами роста стало дорожное, инфраструктурное и промышленное строительство. Более скромно выглядит динамика производителей строительных материалов и прежде всего цемента. По данным холдинга United Cement Group, рост потребления цемента в Казахстане в 2013 году составил 14,4%. Воспользоваться благоприятной конъюнктурой смогли производители, использующие современный, менее ресурсоемкий и более экологичный, сухой способ производства цемента. К примеру, на 9% увеличила объем реализации компания Central Asia Cement, активно развивающая данную технологию. Тогда как лидер отрасли — Бухтарминская цементная компания, которая выпускает цемент «мокрым» способом, показала снижение выручки на 5%.

Best of the best

Конечно, то, что в первой десятке рейтинга остаются сырьевые гиганты страны, не стало сюрпризом. На первом месте традиционно располагается ФНБ «Самрук-Казына». В 2013 году объем реализации фонда вырос на 7%, достигнув 5,04 трлн тенге, против 4,7 трлн тенге годом ранее. Вопреки негативным ценовым тенденциям на мировом рынке нефти, роль главной доходной компании играет «КазМунайГаз», на долю которого приходится больше половины дохода в портфеле мегахолдинга. За год объем реализации продукции КМГ вырос на 10% — до 3,25 трлн тенге, против 2,96 трлн тенге в 2012-м.

Второе место в рейтинге уверенно удерживает «Тенгизшевройл». Выручка этого СП увеличилась на 12% — до 3,84 трлн тенге. Такие показатели, по мнению экспертов, стали возможными благодаря рекордной добычи на уровне 27,1 млн т. Следом идет «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б. В.». Хотя объем реализации продукции КПО в 2013 году и снизился на 9% — с 1,19 трлн до 1,08 трлн тенге, это все же не смогло выбить компанию из тройки лидеров. Далее по списку расположились ENRC (+4%), «СНПС-Актобемунайгаз» (–4%), «Мангистаймунайгаз» (+1%), «Казахмыс» (–6%), «Казцинк» (–9%), СП «Казгермунай» (8%) и «АрселорМиттал Темиртау» (–13%).

Как считают авторы исследования, результаты следующего рейтинга имеют все шансы оказаться намного хуже нынешних, поскольку по итогам января–августа текущего года промышленность не показывает никаких признаков роста. Лишь торговля, транспорт и связь находятся в плюсе. Здесь рост за восемь месяцев достигает 7–9%. Что касается потребительской активности, то на ней, как ожидается, негативно скажется прошедшая в феврале девальвация тенге.

Дополнительные трудности создает и сложная экономическая ситуация у нашего главного экономического партнера — России, где рост ВВП близок к нулю. Ничего хорошего не сулит Казахстану и российская девальвация — она может полностью нивелировать потенциальные преимущества от развивающейся евразийской интеграции. Все это, по мнению составителей рейтинга, говорит о том, что ситуация в сырьевом секторе и отечественной промышленности будет балансировать между застоем и спадом.

На пути к новым реформам

Если говорить о прозвучавших на форуме «главных» заявлениях, то среди них в первую очередь следует отметить речь премьер-министра Карима Масимова. Открывая мероприятие, он акцентировал внимание на послании Президента страны, в частности на тезисе о необходимости продолжения структурных и административных реформ. При этом г-н Масимов подчеркнул, что любая реформа, в том числе и структурная, может потерпеть неудачу, если люди, которые ее проводят, неадекватно реагируют на текущий момент. «Даже самая хорошая идея может быть загублена, если система управления построе-на ненадлежащим образом». В связи с этим премьер-министр напомнил, что в середине этого года глава государства принял решение о проведении реформы правительства и перераспределении функций между центром и регионами.

Далее премьер пояснил решение о выделении дополнительных средств из Нацфонда в ближайшие три года. «В период таких потрясений, когда мировая экономика начинает шататься, а многие цены на сырьевые ресурсы бьют исторические минимумы, нужно проводить контрциклическую бюджетную политику. В этой связи выделяются дополнительные ресурсы для стимулирования экономики Казахстана, чтобы придать ей новый импульс». Как считает г-н Масимов, такая поддержка экономики, а также курс на продолжение структурных реформ позволят Казахстану «преодолеть ловушку, создать необходимый климат для развития в стране частных инвестиций».

Подробнее об итогах и планах в сфере госуправления рассказал министр национальной экономики Ерболат Досаев. По его словам, административная реформа преследует две цели. Во-первых, это повышение эффективности и качества государственных услуг. Прежде всего она призвана сократить вмешательство государства в деятельность бизнеса и создать благоприятные условия для его ведения.

Министр напомнил, что с начала первого этапа реформ прошло уже 5 лет. В результате внедрена ориентированная на результат система стратегического и бюджетного планирования. Именно это позволило обеспечить взаимосвязь между бюджетными расходами и стратегическими целями республики. «Сегодня страна находится перед вторым этапом этой реформы. На данный момент начинаются пилотные проекты в трех государственных органах и одном акимате, которые в 2015–2016 годах будут тиражироваться во все регионы. Фактически структура стратегического плана, который есть сегодня в государственных органах, подвергнется трансформации».

Как результат, все целевые показатели будут интегрированы в бюджетные программы: «Каждая сумма, выделенная в бюджете, будет утверждена. Эти деньги планируется направить для достижения определенной цели.

Так, по итогам года каждый администратор, который работает на центральном или региональном уровне, будет нести ответственность за достижение тех или иных целей. Фактически речь идет о внедрении принципа корпоративного управления — KPI, попытки внедрения которого сейчас проводятся для улучшения эффективности». Вторым шагом, по словам министра, станет создание системы ежегодной оценки деятельности госорганов. Напомним, что эта работа была начата еще в 2010 году.

Что касается улучшения качества гос-услуг, то главной задачей правительства будет максимальное «приближение» к потребителям и удовлетворение их потребностей. «Сегодня, в соответствии с принятым законом «О государственных услугах» сформирован реестр, который включает более 700 наименований в различных областях жизнедеятельности человека. А количество услуг, оказываемых через Центры обслуживания населения в электронной форме, составило более 50%», — резюмировал г-н Досаев.

Сокращать, нельзя оставить

Вице-министр финансов Руслан Даленов затронул вопрос о новой волне приватизации и степени государственного вмешательства в экономику. По его информации, в настоящий момент число действующих в стране компаний составляет порядка 226 тысяч. Из них 6 тысяч находится в государственной собственности в виде госпредприятий, акционерных обществ или товариществ с ограниченной ответственностью.

«С точки зрения макростатистики — это не много, но с точки зрения отдельного предприятия, особенно малого или среднего бизнеса, это чрезмерное количество. Если сюда добавить косвенное участие государства через холдинги, то число достигнет около 9 тысяч. Данные госпредприятия работают в основном в тех же отраслях и на тех же рынках, что и частные компании. При этом они получают госзаказы и госзадания. Многие из них перекрывают таким образом доступ частного бизнеса к бюджетным средствам».

В качестве иллюстрации к такому положению дел он привел масштаб деятельности 850 компаний, которые должны быть переданы в конкурентную среду в ходе второй волны приватизации. «По итогам 2013 года они получили из государственного бюджета заказы на 25 млрд тенге в виде госзадания, без конкурса. То есть частный бизнес не мог конкурировать в таких условиях, ему даже не было предоставлено право».

Для того чтобы МСБ мог внести свой вклад в реализацию концепции вхождения Казахстана в число 30 самых развитых стран мира, правительство намерено внедрить принципы «yellow pages», которые призваны ограничить участие государства в тех сферах, где работает бизнес. «Сегодня уже разработан проект закона, в котором отражены три главных постулата. Необходимо, во‑первых, ограничить государство в создании новых госкомпаний и дочерних ответвлений. Второе: необходимо приватизировать те госкомпании, которые уже созданы и работают в конкурентной среде вопреки логике. Третье: необходимо значительно усилить антимонопольный орган и антимонопольное законодательство в целом».

Вместе с тем, г-н Даленов отметил, что есть сферы, где присутствие государства исключать нельзя. «Во-первых, это деятельность в стратегически важных отраслях, которые обеспечивают государственную безопасность. И второе — это участие в реализации госпрограмм. В остальных случаях государство должно постепенно уходить, в том числе применяя различные механизмы государственно-частного партнерства».

Кому в Казахстане работать хорошо?

И хотя озвученные чиновниками инициативы по вопросам реформирования оставляют положительное впечатление, однако, судя по выступлениям предпринимателей, реальность бизнеса весьма значительно отличается от официальных оценок.

По мнению председателя совета директоров компании «Сентрас Капитал» Эльдара Абдразакова, нынешние проблемы унаследованы еще с советского периода. «Сегодня 40 предприятий создают около 80% первичного ВВП. Госхолдинги представляют собой много-уровневые конгломераты, созданные на базе советских компаний-монополий. Высокая текучесть и краткосрочный подход чиновников, к сожалению, снижает взаимодействие с частным сектором. Принцип низшей цены привел к тому, что продолжительное время присутствовал демпинг и данной проблемой государство не занималось. Это привело к снижению компетенции в экономике, слабой капитализации компаний частного сектора и низкой конкурентоспособности отечественного бизнеса». Среди главных проблем экономики спикер назвал неустойчивость нормативной базы, размытую границу государственного и частного бизнеса, высокую концентрацию, слабые рыночные институты, низкий уровень капитализации, недостаточный коммерческий опыт и отсутствие потенциала региональной экспансии.

Говоря о принципах, которые позволили бы создать здоровую атмосферу в бизнесе, г-н Абдразаков отметил, что правительство прежде всего должно быть равноудаленно как от государственных и квазигосударственных предприятий, так и от частных компаний. Во-вторых, необходимо, чтобы государство в своей предпринимательской деятельности «строго выразило» собственные интересы для более прозрачного и прогнозируемого ценообразования. «Мы хотели бы ограничения ценовой конкуренции на рынке труда, потому что ни для кого не секрет, что последние три года драйвером инфляции были зарплаты государственных компаний. Известно, что в Астане, которая не очень сильно отличается бизнесориентированностью и где больше всего государственных чиновников, средняя заработная плата сегодня на 30% выше, чем в Алматы. К сожалению в экономике это самая сложная вещь, которую трудно вернуть обратно на свое место».

В-третьих, судебная система должна не автоматически принимать позицию государства в разрешении споров, а придерживаться принципа справедливости. «Должно работать правило рыночного фондирования, при котором бы не менее 30% капитализации квазигосударственного сектора формировалось на рынках капитала, на местных рынках. Благодаря этому, появилось бы четкое понимание разницы между фондированием государственных и частных компаний».

Нет доверия – нет эффективности

Председатель правления СК «Лондон-Алматы» Ергали Бегимбетов оказался более категоричным в вопросе взаимоотношений государства и бизнеса. Он отметил, что в частном секторе уровень корпоративной культуры определяет будущее самой компании, поскольку это ее конкурентное преимущество. Однако в отношении госсектора эта схема работает несколько иначе, «поскольку здесь корпоративная культура уже влияет не на судьбу самой власти, а на жизнь всей страны».

По его мнению, оценить успешность государственных реформ сегодня достаточно сложно. «Иногда читаешь некоторые государственные программы и смотришь цели, которые там выставлены. Они абсолютно неизмеримы и поэтому никогда не определишь — достиг ты этой цели или нет. Кому-то это выгодно, потому что можно избежать наказания».

Он также подверг сомнению высказывание г-на Досаева о том, что сегодня взаимодействие между бизнесом и государством — это улица с двусторонним движением. Такое положение станет возможным только при условии, если чиновники будут первыми выполнять те законы, которые они принимают. «К сожалению, власть, как явление высшее в иерархии государства, стоит выше, чем бизнес. Она задает правила игры. И если власть хочет, чтобы бизнес и народ ей доверял — она первой должна доверять бизнесу и народу».

Ссылаясь на исследование американского философа Френсиса Фукуямы, г-н Бегимбетов напомнил, что уровень экономической эффективности определяет степень доверия. Однако в Казахстане оно остается крайне низким. «Все программы, которые мы разрабатываем и деньги, которые мы на это выделяем, уходят как вода в песок. И мне кажется, что первое, чем нужно заняться власти, это повышением качества своего менеджмента, прозрачности принятия решений и уровня доверия. Если это начнет расти, тогда начнет повышаться и экономическая эффективность в целом по стране».

Одной из ключевых проблем эффективности в Казахстане спикер также назвал принципы управления во власти и бизнесе, которые, по его мнению, соответствуют командно-административному подходу. «Госаппарат и 99% компаний построены на жесткой иерархии. При такой системе неизбежно происходит подмена целей. Удовлетворением потребителей пренебрегают в пользу удовлетворения иерархии, при одно-временном сознательном искажении информации, чтобы уклониться от ответственности. Иерархия порождает страх, а страх ведет ко лжи».

Другая проблема, которая вытекает из командно-административной системы менеджмента, — это толкование статей законов. При жесткой иерархии появляется заблуждение, что в случае неправильного толкования закона власти не несут материальной ответственности и потерь. «Действительно, суд никогда не наложит штраф на какой-то госорган. Это очень губительно. Власть при этом несет самые большие потери. Потери падения предпринимательского духа и интереса, сокращение налогооблагаемой базы и, следовательно, поступлений в бюджет. Помимо этого, происходит падение производства и растет импорт. А самое главное — это потеря умов и интеллектуального потенциала. Предприниматели при таком отношении власти к себе перестают ассоциировать свое будущее со своей страной. Они начинают зарабатывать деньги в Казахстане, а тратить их за рубежом. Это неминуемо приводит к преднамеренному уклонению от налогов».

Что мешает нам быть ближе к Западу?

О мнении иностранных инвесторов можно было судить по выступлению президента Американской торговой палаты Кеннета Мака. Вскользь упомянув о достижениях Казахстана, а также о тех положительных оценках, которые дают нашему экономическому развитию и инвестклимату госдепартамент США и Всемирный банк, г-н Мак подробнее остановился на имеющихся проблемах.

В качестве основных вызовов, препятствующих экономической и политической интеграции с Западом, он назвал «недостаточную развитость принципа верховенства закона». При этом спикер перечислил индикаторы, по которым ООН определяет, насколько развито и систематично применение такого принципа в той или иной стране. Во-первых, судьи независимы и неподконтрольны другим ветвям власти. Во-вторых, госслужащие и частные лица равны перед законом. В-третьих, чиновники применяют законы одинаково по отношению ко всем гражданам и компаниям и сознательно избегают самовольных решений и действий. В-четвертых, граждане и компании могут обосновано определять, являются ли действия законными или нет.

Учитывая эти индикаторы, члены Американской торговой палаты «не видят сильной этики» в отношении верховенства закона в Казахстане. «Они полагают, что судьи оказывают предпочтение государственным органам, что бухгалтерские и прочие ошибки неправомерно трансформируются в уголовные дела. А потому они не могут предсказать — будут ли их действия считаться законными».

Иностранные компании видят верховенство закона в качестве основного фактора улучшения инвестиционного климата в Казахстане. Такого же мнения, по словам г-на Мака, придерживается и ОЭСР: именно этот вопрос считается основным в ходе переговоров с потенциальными членами (среди которых значится и наша страна) об их присоединении к данной организации.

В этой связи Американская торговая палата рекомендует правительству принять меры по усилению принципа верховенства закона, придав ему одинаковое или же большее значение, чем пиар-компаниям по привлечению инвестиций в Казахстан. «Отсутствие независимости в вопросах, затрагивающих интересы государства, было отличительной чертой советской системы, и необходимо принять согласованные меры для того, чтобы уйти от этого наследия», — заключил эксперт.

Источник: Журнал Kazakhstan