Отзывы о рейтинговом агентстве
Мы глубоко признательны вам за вклад вашей организации в развитие образования в Республики Казахстан  и поддержку наших инициатив, направленных на повышение статуса казахстанского образования как на республиканском, так и на мировом уровне

Кожахметов Асылбек Базарбаевич,

Президент Almaty Managment University

Вернуться к резюме

Казахстанская практика

Уровень подготовки годовых отчетов казахстанских компаний медленно, но уверенно растет, приближая эмитентов к лучшим мировым практикам.

В рейтинге RAEX (Эксперт РА Казахстан) средняя оценка 137 публичных годовых отчетов выпущенных в 2016 году в Казахстане составила 5,2 балла по 10-ти бальной шкале, в то время как средняя оценка годовых отчетов в прошлом году достигала 4,6 балла (рост на 13%). Большая часть отчетов по-прежнему предназначена для минимального соответствия требованиям фондовой биржи и многие компании практически не работают над качественным развитием своих документов. Чего нельзя сказать о лидерах рейтинга.

Компании в районе первой 30-ки показывают достаточно высокий уровень раскрытия информация и у многих из них заметен явный прогресс в подготовке годовых отчетов из года в год. Если в прошлом году у нас было только 4 отчета оцененных более чем на 7 баллов, то в текущем году их уже 14. А средняя оценка 30-ти лучших отчетов выросла с 6,34 в 2015 году до 6,98 в 2016-ом – говоря о достаточно высокой информативности документов. При этом состав лидеров заметно обновился, отражая работу отдельных компаний над развитием своей корпоративной отчетности.  Например, такие компании как ЦАЭК и ФРП «Даму» за пару лет уверенно добрались до ТОП-5 рейтинга, а, скажем, Фонд недвижимости "Самрук-Қазына", который готовит отчеты традиционно на хорошем уровне, но практически неизменном – в 2016 году спустился с 4 до 14-ой позиции в рейтинге. Конкуренция лидеров по уровню подготовки годовых отчетов в Казахстане остается высокой.

В 10-ке лучших годовых отчетов заметно доминирование компаний энергетического сектора (сразу пять компаний вошли в топ рейтинга). Помимо прогрессирующего ЦАЭКа и его дочерних структур, здесь традиционно удерживают свои лидерские позиции KEGOC и Самрук-Энерго. На первом месте все еще держится почти образцовый KAZ Minerals PLC, однако компания уже не является безоговорочным лидером - другие прецеденты на первое место имеют практически сопоставимый рейтинг годового отчета и явно посягают на позиции компании. Очень мало в лидерах стало финансовых компаний, в ТОП-10 вошла только одна финансовая компания, а в ТОП-30 их десять.  

Довольно сильно лидерам рейтинга помогает развитие нефинансовой части своих отчетов. Из ТОП-10 рейтинга в 8 документах было использовано Руководство GRI по подготовке отчетов об устойчивом развитии для освещения экономических, социальных и экологических аспектов деятельности эмитентов отчетности.

Если говорить о лидерах рейтинга (именно они претендует на соответствие международным стандартам траспарентности), стоит отметить, что компании уже достаточно полно раскрывают информацию практически во всех разделах годового отчета. Потенциал их развития смещается в сторону более точечных, но необходимых изменений. Большой объем информации еще нужно заставить работать, чтобы отчет был интересен для заинтересованных сторон, читабелен и четко и ясно доносил до читателя  ключевые сообщения и сведения, которые компания хотела бы донести. Чем содержательнее становятся отчеты, тем важнее задуматься о лаконичности и структуре документа. По мере того как вопрос «о чем отчитываться» перестает быть самым проблемным, вопрос «как отчитываться» постепенно выходит на первое место.

В годовых отчетах казахстанских компаний все чаще появляется освещение стратегии развития, особенно внимательно к этому относятся компании входящие в холдинги с госучастием. Однако эта работа далека от идеала. Недоработки этого раздела становятся также источником и многих других недостатков корпоративной отчетности. Раскрытие стратегии может быть ценным связующим звеном для всего годового отчета и поможет обстоятельно показать как компания последовательно и направленно работает над своим развитием и созданием долгосрочной стоимости.

Все чаще в годовых отчетах стали появляться цели и задачи на будущее. Однако одни компании указывают только конкретные краткосрочные цели, а задачи на долгосрочную перспективу раскрывают в очень общем виде без каких-либо измеримых категорий.  Другие напротив ставят четкие цели на далекое будущее, но никак не описывают план на следующий год. Нередки случаи, когда цели хоть и указаны, но никак не привязаны к стратегии или связаны с ней косвенно. Еще хуже обстоят дела с рассказом о том, как компания выполнила или не выполнила стратегические задачи, поставленные ранее на минувший год. Довольно неплохой пример постановки целей на кратко- и долгосрочный период, связанных со стратегическими направлениями деятельности, в этом году показал ФРП "Даму".

Очень редко для измерения результативности деятельности используются какие-либо KPI, еще реже они описаны и привязаны к стратегическим направлениям развития – буквально несколько годовых отчетов могут похвастаться проработкой этого вопроса, важного для демонстрации роста и развития организации.  KAZ Minerals PLC в этом отношении показывает очень хороший пример.  

В целом описание стратегии обычно очень поверхностное и формальное и дает мало конкретики о том, как именно компания будет развиваться в будущем и создавать стоимость. Этот раздел не занимает много места в отчете, однако как раз его проработка могла бы в корне изменить картину всего документа.

Практически во всех отчетах в той или иной мере представлен анализ рынка – это один из тех разделов, в которых приводится очень много информации, и иногда даже чрезмерно много. Данный раздел можно было бы подготовить зачастую более эффективно, если сосредоточить внимания читателя на конкретных ключевых тенденциях в отрасли, основных показателях ее динамики развития, рассказать о конкурентной среде, выделить основные макро- и микроэкономические факторы, оказывающие воздействие на результаты деятельности компании. По-прежнему эмитенты годовых отчетов в этом разделе уделяют очень мало внимания перспективам развития отрасли. И только в единичных случаях анализ отрасли используется как фон для того, чтобы показать и объяснить динамику развития самой компании – хотя очевидно, что это довольно сильно связанные вопросы. Практически нигде анализ отрасли до сих пор не стал обоснованием для стратегии развития компании. Анализ рынка часто получается довольно сильно оторванным от компании и ее деятельности.

Бизнес-модель компании один разделов, которые напротив очень медленно пробивают себе дорогу в казахстанские годовые отчеты, хотя прогресс здесь наблюдается. Это еще один пример короткой, но очень эффективной части качественного годового отчета. В идеале бизнес-модель компании должна показать какие ресурсы использует организация, каковы ее операционные процессы и инфраструктура, что отличает компанию от конкурентов, и как она создается стоимость в долгосрочной перспективе. Бизнес-модель вновь должна согласовываться со стратегией и быть ее инструментом. Генерация стоимости компании в долгосрочной перспективе – одна из ключевых тем любого годового отчета, именно поэтому важно показать, как именно компания создает стоимость.

Корпоративное управление можно считать одним из самых сильных разделов в казахстанских годовых отчетах. Почти все компании сегодня презентуют свой менеджмент и структуру управления. Лидеры все лучше рассказывают о решениях и деятельности высших органов руководства, все чаще появляется описание вознаграждения руководства и принципов его определения. Что немаловажно, появляется освещение вопросов развития системы корпоративного управления. Здесь часто не хватает более качественного и последовательного рассказа о том, как совет директоров и правление работали в отчетном году и как принимались решения, что могло бы заменить простое перечисление документов, утвержденных в отчетном году советом директоров.

Стоит также отметить постепенное, но недостаточное улучшение обращений первых руководителей в отчете. Обращения руководства – возможность не только резюмировать содержание отчета и расставить акценты, но и донести политику компании в отношении ключевых вопросов, а также рассказать как компания и ее руководство отвечают на внешние вызовы. К этому важному элементу презентации компании и ее работы многие эмитенты годовых отчетов относятся достаточно формально.

Презентация вопросов риск-менеджмента в годовых отчетах в среднем практически не меняется. Лидеры все лучше рассказывают о конкретных рисках характерных для деятельности компании и о том, как они управляются. В компаниях, занимающих верхние строчки рейтинга, уже не редко можно встретить карту рисков.  Они по-прежнему достаточно четко описывают систему риск-менеджмента. Хорошие примеры этого раздела в 2016 году дали в частности KAZ Minerals PLC и Самрук-Энерго. В среднестатистическом годовом отчете все эти вопросы раскрыты только в очень общем виде, например компании часто даже не выделяют отдельные риски, разделяя их только на очень общие группы. Этот раздел, также как и многие другие, содержит потенциал развития в его привязке к стратегии развития организации.

В представлении итогов деятельности мы ранее отмечали превалирование финансовых результатов над операционными в казахстанских годовых отчетах и для среднего отчета ситуация не поменялась. А вот лидеры, похоже, решили поработать над этим вопросам. В итоге по ТОП-30 годовых отчетов оценка за представление финансовых результатов даже несколько снизалась, зато заметно улучшилось качество раскрытия итогов по основным направлениям деятельности.  Этот раздел теперь характеризуется большим количеством операционных индикаторов и улучшением аналитических комментариев к ним. Довольно неплохо теперь смотрится и представления итогов деятельности по отдельным сегментам.

Как отмечает в своем исследовании британская компания Black Sun, практически все компании входящий в индекс FTSE-100 включают в свои годовые отчеты вопросы устойчивого развития. Некоторые включают в отчет только краткое освещение своей деятельности по снижению негативного влияния в нефинансовой сфере. Другие полноценно раскрывают информацию о том, как их бизнес создает ценность для широкого круга заинтересованных сторон в долгосрочной перспективе. Наиболее успешные компании при этом не выделяют устойчивое развитие в отдельную секцию – вопросы устойчивого развития учитываются в стратегии и проходят через весь отчет. Как отмечают эксперты, раскрытие информации об устойчивом развитии стало стандартной бизнес-практикой и сегодня трудно представить листинговую компанию, которая не рассказывала бы об устойчивом развитии в годовом отчете или не готовила бы отдельный документ на эту тему.

К сожалению, в казахстанскую практику ведения бизнеса философия устойчивого развития внедряется очень медленно и корпоративная отчетность явно демонстрирует неспешную поступательность этого прогресса. Почти во всех отчетах в той или иной мере присутствует освещение работы с персоналом и описание благотворительности. Однако многие компании остаются достаточно далеки от попытки оценивать свое влияние на окружение в экономической, экологической и социальной сфере. Даже у тех компаний, которые начали использовать  стандарты подготовки отчетов об устойчивом развитии часто нет описания конкретной стратегии в этой направлении и устойчивое развитие остается слабо интегрированным в бизнес-процессы организации. Довольно не плохой в этом отношении пример создала компания Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б. В., которая не выпускает публичный годовой отчет, но регулярно готовит отчеты об устойчивом развитии. В отчете КПО указаны конкретные задачи и стратегия по каждому направлению устойчивого развития и приведен отчет о выполнении задач, которые ставили ранее. KEGOC вместе с тем показал удачное сочетание годового отчета и отчета об устойчивом развитии – дав полноценное освещение всех сторон деятельности компании.

Как всегда остаются слабо освещенными вопрос платформы стоимости компании, не относящиеся напрямую к социальной или экологической сфере. Например, слабо освещены вопросы работы с клиентами и маркетинговой деятельности, практически ничего компании не рассказывают о работе с поставщиками, логистике и т.п. Заметный прогресс наблюдается только в освещение инновационной деятельности и внедрения новых решений. Все эти разделы относятся к описанию операционных процессов, которые также формируют стоимость компании.