Отзывы о рейтинговом агентстве
Форум «Эксперт-100-Казахстан» действительно стал яркой и открытой площадкой для обмена мнениями между государством и бизнесом, четко обозначив наиболее важные вопросы развития казахстанской экономики.

Шаяхметова Умут Болатхановна, 
Председатель Правления АО «Народный Банк Казахстана»

FAQ – рейтинги банков

1. Зачем банку рейтинг?

Кредитный рейтинг необходим казахстанским банкам для успешной коммуникации с ключевыми участниками своей деятельности (stakeholders).

Актуальной задачей, стоящей перед казахстанскими банками сегодня, является привлечение дешевых ресурсов в форме организации синдицированных кредитов, размещения облигационных займов, выхода на первичное публичное размещение акций (IPO), продажи пакетов акций или всего бизнеса путем слияний и поглощений (M&A). В то же время основной проблемой отечественных кредитных институтов является их нетранспарентность, которая выражается: с одной стороны - в непрозрачности собственности, с другой - в "дутой" структуре капитала и активов банка. В ходе процедуры присвоения кредитного рейтинга банку рейтинговое агентство тщательно изучает структуру собственности банка, его основных клиентов, специализацию, финансовые соотношения. Полученная информация непосредственно отражается в рейтинговой оценке. Это важнейший сигнал для потенциальных инвесторов. Кредитный рейтинг банка имеет зачастую определяющее значение в процессе привлечения потенциальных инвесторов (например, в ходе road show), а также при последующем взаимодействии с ними (investor relations). Присвоение кредитного рейтинга может определять отношения банков со своими клиентами.

Большое значение кредитные рейтинги имеют и для собственников банка. Присвоенный рейтинг и его обоснование очень часто помогают понять собственнику результаты деятельности своих менеджеров, финансовую политику, а также те риски, которые могут повлиять на кредитоспособность банка.

2. Является ли рейтинг критерием выбора банка клиентом? Кто более склонен опираться на эту информацию: физические или юридические лица?

С ростом количества услуг, предоставляемых банком компании, растет и зависимость этой компании от финансовой устойчивости банка. Банкротство банка может нанести существенный урон бизнесу компании. Участники рынка это понимают, и наличие у банка кредитного рейтинга является большим плюсом для клиентов (компаний).

Физические лица пока не уделяют рейтингам банков столь пристального внимания. В то же время, маркетинговые исследования показывают устойчивое повышение роли банковского брэнда для клиентов-"физиков". Кредитный рейтинг может стать сильнейшим инструментом маркетинговых кампаний и PR-акций, проводимых банком для населения. Наибольшего успеха достигнут те кредитные институты, которые смогут эффективно интегрировать рейтинговую оценку в брэнд банка, сделать её понятной и информативной для потенциальных и существующих клиентов.

3. Влияет ли наличие рейтинга на возможность получения банком зарубежных инвестиций?

Кредитный рейтинг является необходимым условием для привлечения зарубежных инвестиций. Данное правило выполняется не только в развитых странах. Иностранные инвесторы, как правило, в состоянии с большей или меньшей точностью оценить страховые риски государства. Однако оценка "национальной премии за риск", то есть рисковой надбавки конкретного эмитента к уровню странового риска - это задача, невыполнимая для большинства иностранных инвесторов. Зарубежные модели риск-менеджмента неэффективны перед деятельностью национальных банков, имеющей свою специфику. Поэтому проводить оценку финансовой устойчивости национальных эмитентов, в частности, казахстанских кредитных институтов, должны специалисты, знающие особенности ведения бизнеса в конкретной стране. Дистанционный анализ финансовой устойчивости на базе отчетности (даже построенной по международным стандартам) будет заведомо неполным. Для получения комплексной оценки необходимо взаимодействие с менеджментом и ключевыми сотрудниками банка, проведение интервью и дополнительная информация.