Отзывы о рейтинговом агентстве
Создание площадок, с привлечением отраслевых профессионалов, для обсуждения острых деловых и социальных вопросов в обществе, которые касаются как бизнеса, так и каждого гражданина в отдельности, это титаническая работа, которую Вы смогли успешно выполнить совместно с Вашей командой сотрудников.

Лаврентьев Андрей Сергеевич, 
Президент Группы Автомобильных Компаний «Allur Group»


При использовании материалов
ссылка на агентство
«Эксперт РА Казахстан» обязательна.
 

Казахстанский рынок факторинга – 2014: в режиме тест-драйва

Содержание

Резюме

Объем казахстанского рынка факторинга в 2014 году составил почти 39,2 млрд тенге или 218,6 млн долларов. За 2014 год рынок вырос в 2,6 раза. В отраслевой структуре объема денежных требований, уступленных Фактору, по итогам 2014 года 75% или 28,7 млрд тенге в абсолютном выражении приходится на оптовую торговлю. По срокам сделок наиболее востребованным оказался период от 31 до 60 дней, на который приходится максимальный объем уступленных требований – 64,8% рынка в 2014 году. Второй по популярности –более длительный период отсрочки, от 61 до 91 дня, аккумулировавший больше четверти уступленных требований.

Факторинговые услуги все больше переходят из разряда банковского продукта в самостоятельную индустрию. Пять-шесть лет назад рынок факторинга представлял собой монолитное правление коммерческих банков, предлагавших отдельные факторинговые услуги в дополнение к классическому кредитованию. Увеличение клиентов из числа МСБ, осознавших выгоды и преимущества факторинга, стимулировало появление специализированных факторинговых компаний, сделавших ставку на факторинг как на обособленный финансовый бизнес.

Высокий потенциал факторинга обусловлен двумя ключевыми факторами: во-первых, наблюдавшейся до недавнего времени хорошей экономической конъюнктурой с высокими темпами роста потребительского сектора, а во-вторых, универсальностью услуги. Крупные клиенты используют факторинг для ускорения оборачиваемости средств и уменьшения дебиторской задолженности без увеличения кредиторской. Предприятиям малого и среднего бизнеса факторинг позволяет получать финансирование без залога, обеспечивает страхование рисков и административное управление дебиторкой.

Рынок сегментируется, и разделение идет по целевой аудитории клиентов. У банков больше финансовых ресурсов, и они предлагают клиентам более выгодные условия отсрочки платежа по сумме, величине, сроку и ставке финансирования. При наличии у клиента положительной истории поставок (оказания услуг) условия могут быть улучшены. Поэтому банки предпочитают работать с крупными компаниями.

Специализированные факторинговые компании не могут равняться с банками по финансовым возможностям и осваивают нишу среднего бизнеса. Основной их продукт, как, впрочем, и у банков, – финансирование под уступку денежного требования, а бесспорный фаворит рынка – факторинг с регрессом, пусть менее доходный, зато и менее рисковый для самих Факторов. Конкуренция ведется преимущественно в ценовом поле, что часто приводит к открытому демпингу. Ассортимент и качество услуг при этом еще далеки от мировых стандартов.

Инвесторы увидели перспективу: в 2014 году на рынок пришли новые игроки. За последний год рынок факторинга попал под пристальное внимание инвесторов. Количество Факторов – специализированных компаний – достигло 17 против пяти-шести компаний годом ранее. Но не все новички окажутся конкурентоспособными по причине высоких организационных барьеров: Факторам необходимо дешевое долгосрочное фондирование на развитие бизнеса, нужны технологии для организации продаж и работы с клиентами, а также готовые квалифицированные кадры.

Правовое поле пустое: правовая инфраструктура на рынке факторинга попросту отсутствует. Активное развитие рынка факторинга пока не привело к улучшению его нормативной базы. На сегодняшний день законодательство Республики Казахстан не содержит отдельного документа, регулирующего факторинговые отношения.