Отзывы о рейтинговом агентстве
Создание, поддержка и развитие уникальной диалоговой площадки казахстанского бизнес-сообщества и государства - бесспорная заслуга агентства "Эксперт РА Казахстан". Актуальные и содержательные обсуждения ключевых вопросов - это и есть тот открытый обмен мнениями и опытом участников диалога, приводящий ко всеобщему пониманию важности социального партнерства.

ТОО "БИПЭК АВТО Казахстан"

Вернуться к резюме

Основные тенденции рынка

Таблица 3. Рэнкинг казахстанских Факторов по объему уступленных им денежных требований в 2014 году

Место фактора по итогам 2014 года Наименование Фактора Объем денежных требований, фактически уступленных Фактору, в 2014 году, тысяч тенге Темп прироста уступленных требований в 2014 году, % Размер портфеля (без учета резервов) на 01.01.2015, тысяч тенге
1 Альфа-Банк Казахстан 23 874 254 208 н. д.
2 Национальная Факторинговая Компания 5 232 325 - 1 826 879
3 FinanzFactor 4 219 719 166 970 270
4 CommerceFactor 2 226 519 -40 754 881
5 First Factoring Company 1 335 744 -36 284 424
6 Евразийский Факторинг 1 304 318 - 840 566
7 Евразийская Факторинговая Компания 799 379 - 200 077
8 Банк Астаны 187 492 - 55 000

Источник: RAEX («Эксперт РА Казахстан»), по результатам анкетирования факторинговых компаний

Широкий простор для инициативы

Итоги 2014 года показали, что рынок факторинга еще далек от насыщения и находится только в начале пути. Клиентов пока очень мало, как и освоенных сегментов, и количество игроков на рынке невелико. По этой причине рынок факторинга сильно отстает по узнаваемости от сопоставимых финансовых секторов Казахстана – лизинга, страхования, банков. Причина не только в том, что факторинг только-только стал проявляться в Казахстане. Повышенную роль в развитии того или иного финансового сектора играют условия, создаваемые государством. Если банковский сектор может похвастаться значительной государственной поддержкой, если страхование держится на ряде обязательных видов, обеспечивающих страховые компании стабильной выручкой, и если лизингу движение вперед обеспечивают операции в рамках поддержки государством экспортоориентированных направлений, и прежде всего сельскохозяйственной отрасли, то факторинг развивается усилиями рынка, причем наименее капитализированной его части – специализированными факторинговыми компаниями.

Вместе с тем можно утверждать, что рынок факторинга имеет значительный потенциал роста и в перспективе может быть достаточно емким. По данным Комитета по статистике, на конец 2014 года размер краткосрочной дебиторской задолженности по отраслям экономики составил 6 трлн тенге или 33,5 млрд долларов. Если взять только факторабельные индустрии – такие как оптовая и розничная торговля, производство продуктов питания, транспорт и складские услуги, то сумма ужмется наполовину, до 13,7 млрд долларов. Но даже такие объемы делают факторинг привлекательным.

С 2013-го по 2015 год число  специализированных Факторов увеличилось с 5 до 17. Дальнейшее развитие рынка факторинга будет зависеть от того, будут ли у Факторов условия для предложения новых продуктов и расширения клиентской базы, а также от состояния экономики и эффективности работы участников рынка.

В развитых странах – США, Германии, Великобритании – объем рынка факторинга доходит до 15% от ВВП, в России составляет 3–4%. Вопрос достижения 2–3% от ВВП в Казахстане в ближайшее время не стоит. По мнению участников исследования, этого можно добиться только кропотливой работой и в перспективе нескольких лет.

Алексей Рощин, исполнительный директор НФК, полагает, что рынок факторинга только готовится к тому, чтобы «выстрелить». «При значительном потенциале рынка его освоенность крайне мала. По этой причине все пытаются толпиться вокруг одних и тех же клиентов, и возникает ценовая конкуренция. В этом плане в России разделение рынка произошло много лет назад. Каждый игрок находится в собственной нише и работает с определенными клиентами. Поэтому ценового демпинга на российском рынке не так много, а вот в Казахстане он еще есть, а Факторы его опасаются, – рассказывает г-н Рощин. – Возможно, это связано с тем, что информированность бизнеса о факторинге недостаточна, и количество клиентов пока ограничено. Но при правильном продвижении услуг клиентов на ближайшие несколько лет хватит всем. От Факторов сейчас требуется определение собственной ниши и стратегии, которой они будут придерживаться».

Смена движущей силы в пользу специализированных компаний. По итогам 2014 года можно смело констатировать, что факторинговая услуга из побочного продукта банковской системы превратилась в самодостаточную индустрию, темп которой задают специализированные компании. С учетом того, что многие из них так или иначе аффилированы с банками, очевидно, что банки выводят факторинг за «баланс», поскольку у необремененных банковской лицензией факторинговых компаний больше возможностей полноценно развивать этот бизнес.

Еще несколько лет назад большинство банков рассматривало факторинг привычным дополнением к гарантии, поручительству и торговому финансированию. Теперь же банковская активность скована угрозой возможного ухудшения качества активов. Факторинг относится к разряду беззалогового кредитования, и в случае возникновения сомнительной дебиторской задолженности банк становится зависим от платежеспособности клиента. Требование Национального Банка о сокращении размера NPL вряд ли стимулирует банки к наращиванию новых сомнительных долгов. И сейчас персонально на рынке остались лишь те банки, которые видят в факторинге поле для банковского бизнеса.

На начало октября 2015 года, согласно открытой информации банков, всего четыре банка оказывают факторинговые услуги: «Банк Астаны», «Евразийский банк», Capital Bank Kazakhstan и Альфа-Банк Казахстан. Все эти банки, за исключением «Евразийского банка», по размеру активов входят во вторую и третью десятку банков и предлагают одинаковую опцию – кредитование уступки прав требований. На их фоне «Евразийский банк» старается работать комплексно, предлагая широкий набор факторинговых инструментов: закупочный факторинг, безрегрессный факторинг, финансирование дебиторской задолженности, поручительство за покупателей, факторинг для экспортных операций, финансирование заказов, портфельное финансирование.

Но все же банки не выходят за рамки банковского бизнеса и рассматривают факторинг как расширение линейки кредитных продуктов, в то время как уникальность факторинга заключается вовсе не в финансировании, которое можно получить под дебиторскую задолженность. Уникальность факторинга в том, что не за свой счет, а за счет ресурсов факторинговой компании можно увеличить отсрочку компаниям-дебиторам и таким образом оттеснить своих конкурентов. Появляется возможность выбрать тех контрагентов, надежность которых проверила факторинговая компания, обладающая уникальной базой данных. В итоге это приведет к выстраиванию с дебиторами эффективных долгосрочных отношений, а факторинговая компания при необходимости возьмет на себя неприятную функцию напоминания о задолженности, а в крайнем случае – и «выколачивание» просрочки.

Подобный комплексный факторинг вполне по силам специализированным компаниям, не обремененным банковской лицензией. Тем не менее линейка факторинговых услуг и уровень их качества еще далеки от западных стандартов. Предложению факторинга как комплексного продукта мешает слабая техническая подготовка Факторов, а также острая нехватка кадров. Основное предложение Факторов на сегодняшний день – факторинг с регрессом, а основная конкуренция между компаниями – ценовая.

В дальнейшем конкурентоспособность компаний будет зависеть от доступа к финансовым ресурсам, наличия квалифицированных кадров, качества бизнес-процессов и эффективности риск-менеджмента.

В 2014 году факторинг продемонстрировал свою инвестиционную привлекательность. Щадящий порог вхождения, неосвоенность и большой потенциал роста рынка, очевидно, сделали факторинг весьма привлекательным для инвесторов. Как правило, это стратегические инвесторы, с «нуля» создающие факторинговый бизнес. Другое дело, что о результатах их деятельности можно будет говорить лишь некоторое время спустя. Помимо затрат на технологии, региональное продвижение и финансирование бизнеса, необходимо хорошо представлять себе сущность факторинга и понимать, каким образом строить здесь бизнес.

Популяризацией факторинга занимаются специализированные факторинговые компании. Участники рынка отмечают определенный прогресс в уровне осведомленности реального сектора о факторинговых услугах. Лучше всего с факторингом знаком крупный бизнес, что связано с хорошим образованием менеджеров компаний: предмет факторинга входит в бизнес-программу, в том числе в западных вузах. О возможностях факторинга также хорошо осведомлены менеджеры с большим опытом работы в бизнесе или сотрудничающие с иностранными партнерами.

Средний уровень бизнеса знает о факторинге меньше, на уровне общих представлений. Малый бизнес, как правило, вообще не имеет представления о данном инструменте. Кроме того, чтобы работать с малым бизнесом, нужно иметь значительный опыт присутствия на факторинговом рынке – это категория клиентов с большой концентрацией рисков и сложными условиями работы.

В 2013 году факторинговые компании предприняли активную попытку продвижения услуги: организовали брифинги для журналистов, раздавали интервью, провели конференцию. Потом наступила информационная пауза, которая в значительной степени нивелировала результаты проделанной работы. Текущая ключевая задача для участников рынка – поддержание постоянного информирования потенциальных клиентов о возможностях факторингового финансирования.