Отзывы о рейтинговом агентстве
Создание площадок, с привлечением отраслевых профессионалов, для обсуждения острых деловых и социальных вопросов в обществе, которые касаются как бизнеса, так и каждого гражданина в отдельности, это титаническая работа, которую Вы смогли успешно выполнить совместно с Вашей командой сотрудников.

Лаврентьев Андрей Сергеевич, 
Президент Группы Автомобильных Компаний «Allur Group»

Вернуться к резюме

В ряды участников

В настоящее время в Ассоциации финансистов Казахстана рассматривается инициатива банков по введению определенных налоговых послаблений на банковские факторинговые операции. Банки, имеющие финансовые, кадровые и прочие ресурсы, могут играть значительную роль на рынке факторинга, где их возможности по развитию, несколько шире, чем у факторинговых компаний. Однако, по утверждению самих банкиров, существующие ограничения в налоговом законодательстве мешают им широко использовать факторинговые операции.

Для представителей МСБ при выборе между кредитом и факторингом важным аргументом в пользу последнего может быть скорость рассмотрения заявки, отсутствие жестких требований к заемщику и к предоставлению залогового обеспечения. Так что наличие интереса банков к этому сегменту, при снятии отмечаемых ими ограничений, может способствовать расширению рынка.

Два банка («Банк Астаны» и Альфа-Банк Казахстан) подтвердили в ходе нашего опроса целенаправленное развитие этого направления бизнеса уже сейчас. Помимо них, по данным RAEX, на рынке действует 15-20 специализированных факторинговых компаний.

Таблица 2. Рэнкинг ведущих казахстанских Факторов по объему уступленных им денежных требований в 1 пол. 2016 года

Позиция по итогам 1пл. 2016г. Наименование Фактора Объем денежных требований, фактически уступленных Фактору, 1пг 2016 год, млн тенге Прирост к аналогичному периоду прошлого года Объем денежных требований, фактически уступленных Фактору, в 2015 году, млн тенге Прирост к аналогичному периоду прошлого года
1 Альфа-Банк Казахстан 11 822 64% 17 786 -15%
2 FinanzFactor 6 160 19% 10 944 93%
3 Евразийский Факторинг 2 500 47% 5 321 347%
4 CommerceFactor 831 -42% 2 200 -41%
5 First Factoring Company 725 -35% 1 027 -23%
6 ТехноФактор 186 541% 250 13%
7 Factoring To Business 135 - 127 -

По оценкам RAEX, на 7 участников исследования в 2014-1пг16 приходилось примерно 80% объема казахстанского рынка факторинга. При этом, достаточно высока концентрация рынка на его крупнейшем участнике - ДБ «Альфа-Банк». На него приходится около 47% денежных требований, уступленных участникам исследования в 2015 году, что обуславливает чувствительность динамики агрегированных показателей рынка к резкому изменению объемов бизнеса данной компании.

В 2015 году наиболее впечатляющие показатели роста имели Евразийский Факторинг и FinanzFactor, которые активно расширяют бизнес. Многие другие участники рынка показывали гораздо более скромные результаты, при этом зачастую у компаний имело место сокращение объема уступленных денежных требований. В 2016 году (при сравнении с первым полугодием 2015 года) ситуация выглядит несколько лучше, и большее кол-во компаний перешли в положительную зону. В частности в первом полугодии текущего года хороших результатов достиг ТехноФактор. Очевидно, что совокупный рыночный показатель продолжает зависеть от отдельных игроков и вероятно по итогам года рост вновь будет двухзначным. 

Клиентская база участников анкетирования в 2014-1пг16 расширялась. Так, в 2015 году число активных клиентов опрошенных Факторов выросло по сравнению с 2014-ым на 27%, до 117. Среднее число активных клиентов у основных игроков рынка находит в районе 15-20, и достигает 30 только у некоторых из них. 

Таблица 3. Динамика клиентской базы

2015 год Изменение к 2014 году, шт 1пг2016 Изменение к 1пг2015, шт
Число активных клиентов, шт. 117 25 96 19
Количество дебиторов Клиентов, поставки в адрес которых были переданы на факторинг, шт. 193 62 173 51

Количество дебиторов, поставки, в адрес которых были переданы на факторинг, увеличилось на 44% до 193. Однако рост показателя во многом заслуга одной компании (FinanzFactor), которая активно расширяя бизнес, увеличила число клиентов и дебиторов в 2015 году почти в четыре раза и по количеству контрагентов стала одним из лидеров рынка.

Большая часть клиентов и дебиторов представляют малый и средней бизнес, однако лидерами ренкинга по объему уступленных денежных требований закономерно являются два Фактора с наибольшим числом клиентов среди крупных предприятий.

Средневзвешенная длительность профинансированной отсрочки платежа составляет в 2015 году 61 день, по сравнению с 53 днями в 2014 году.