Отзывы о рейтинговом агентстве
Мы глубоко признательны вам за вклад вашей организации в развитие образования в Республики Казахстан  и поддержку наших инициатив, направленных на повышение статуса казахстанского образования как на республиканском, так и на мировом уровне

Кожахметов Асылбек Базарбаевич,

Президент Almaty Managment University


Интервью с директором департамента по работе с финансовыми институтами АО «БТА Страхование» Нариманом Жакпаровым.

– Каковы итоги 2011 года на рынке банкострахования?

– По итогам 2011 года по банковским страховым продуктам многие страховщики воспользовались принятыми поправками в закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности», в соответствии с которыми банки не вправе ограничивать заемщиков в выборе страховщика. Таким образом, страховые премии по банкострахованию были распределены между многими страховыми компаниями. Однако из-за принятых поправок в законе  игроки страхового рынка стали необоснованно снижать стоимость продуктов страхования, в связи с чем рост страховых премий в этом направлении сильно не изменился.

– Как вы оцениваете указанные поправки в закон «О банках и банковской деятельности»?

–  Это нормальные явление, так как на рынке страхования должны быть условия здоровой конкуренции, в связи с чем у страхователя появляется понимание выгодного для него страхования.

– В целом насколько привлекательными являются продукты банкострахования для страховщиков?

– Продукты банкострахования очень привлекательны для страховщиков, так как этот вид страховых премий интересен ввиду наличия постоянного спроса на кредитование у населения, что, в свою очередь, дает возможность страховым компаниям расширять границы своего влияния на всех уровнях существующих видов экономической деятельности. Клиентами банков являются как физические, так и юридические лица, которые путем кредитования развивают свой бизнес. Страховщики целенаправленно стремятся увеличивать портфель по корпоративному сектору, так как убыточность по нему всегда ниже, чем по розничному сектору. Как правило, страховая компания разрабатывает специальные программы страхования основных рисков банка. Это такие программы, как страхование залогового/лизингового имущества, страхование от несчастного случая самих заемщиков, страхование рисков невозврата кредита.

– А какую роль в развитии конкуренции на рынке банкострахования играют сами страхователи? Насколько высока их осведомленность о свободном выборе СК?

– Страхователи – заемщики финансовых институтов играют огромную роль в развитии конкуренции как на рынке местного потребления, так и на внешнем рынке страхования. Осведомленность потребителей на сегодняшний день неплохая, так как казахстанский потребитель стал понимать, за что платит деньги. Многие осведомлены о возможности свободного выбора страховой компании благодаря средствам массовой информации.

– Считаете ли вы целесообразным введение аккредитации страховых компаний при банках и почему?

– Введение аккредитации страховых компаний в банках второго уровня является не только целесообразным, но и необходимым, так как при прохождении определенных условий аккредитации отсеиваются нестабильные и недобросовестные страховщики. При заключении договора страхования заемщика с надежным страховщиком банк может быть спокоен в получении достойной страховой выплаты при страховом случае в счет дальнейшего погашения займа/кредита заемщика.

– Каким критериям должны удовлетворять страховщики для аккредитации их при банках?

– На наш взгляд, в случае принятия аккредитации в законодательном порядке основными критериями для ее получения в определенном банке второго уровня может стать устойчивое финансовое состояние страховщика, положительные показатели по доходам, наличие хорошей филиальной сети, наличие рейтинга и, конечно же, отсутствие административных правонарушений в основной деятельности.

– Какие риски несет в себе свободный доступ всех страховщиков к рынку банкострахования? Может ли это вызвать рост демпинга на рынке?

– Конечно же, из-за высокой конкуренции принятый закон вызывает рост активного демпинга, так как, во-первых, у всех страховых компаний, независимо от финансового состояния, появляется возможность заключать договоры страхования с любым заемщиком банка на любых условиях; во-вторых, как показывает практика, основной части населения  не важно наличие рисков в договоре страхования, не важны условия страхования, условия выплаты, для любого страхователя на текущий момент остается привлекательной в основном наименьшая сумма страховой премии, в связи с чем около 80-85% страховщиков готовы необоснованно снижать страховые тарифы.

– Каковы ваши прогнозы по основным видам банкострахования на текущий год?

– Мы прогнозируем тенденцию устойчивого роста банкострахования, напрямую связанного с автокредитованием и кредитованием беззалоговых займов, так как на рынке нашего государства большим спросом пользуется транспорт первичного и вторичного рынка, а также использование денежных средств на срочные нужды потребителя. В связи с чем основными видами банковских страховых продуктов выступят добровольное страхование залогового автомобильного транспорта и добровольное страхование заемщиков от несчастных случаев.