Отзывы о рейтинговом агентстве
Создание площадок, с привлечением отраслевых профессионалов, для обсуждения острых деловых и социальных вопросов в обществе, которые касаются как бизнеса, так и каждого гражданина в отдельности, это титаническая работа, которую Вы смогли успешно выполнить совместно с Вашей командой сотрудников.

Лаврентьев Андрей Сергеевич, 
Президент Группы Автомобильных Компаний «Allur Group»

Вернуться к резюме

Регуляторные стимулы для развития лизинга

По данным агентства РК по статистике более 60% договоров финансового лизинга в 2013 году были заключены под ставку 10-14%. Ставки по банковским кредитам в 2013 году составляли в среднем 10-11% по кредитам в тенге. По процентным ставкам лизинг часто не выигрывает, а зачастую уступает банковским займам. Это происходит в силу отсутствия у лизинговых компаний приемлемых по стоимости источников фондирования. Отсутствие достаточного фондирования – одна из главных проблем, которые отмечаются лизинговыми компаниями. Ни банки, ни фондовый рынок, ни средства акционеров, на сегодняшний день по разным причинам не могут обеспечить потребности лизингового рынка в финансовых средствах. Например, иногда отмечается сложность в получении банковского финансирования лизинговыми компаниями. Если банки и финансируют лизинговые компании, то на обще-рыночных условиях, что приводит к повышению ставок.

Иная ситуация в тех случаях, когда операции финансового лизинга соприкасаются с государственными программами поддержки экономики. Зачастую в этом случае у заемщика есть возможность получить оборудование в лизинг по существенно более выгодным ставкам. Это одна из причин того, что сделки государственных лизинговых компаний и сделки частных компаний, субсидируемые в той или иной мере государством, на сегодняшний день составляет основу лизингового рынка.

Некоторые лизинговые компании отмечают, что уменьшению стоимости фондирования очень способствует сотрудничество с АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» по Программе финансирования лизинговых сделок субъектов малого и среднего предпринимательства. Иногда наличие данной программы является единственно возможным источником финансирования лизинговых сделок.

Как отмечает председатель правления АО «СК Лизинг» Кашиф Якуб, лизинг стал всемирно признан, как наиболее эффективный инструмент для развития малого и среднего бизнеса. В целях развития МСБ очень важно, чтобы лизинговые компании были главным источником фондирования для малого и среднего бизнеса, т.к. МСБ являются их основным бизнесом в отличие от банков, основной доход которых поступает из других направлений. Самым большим преимуществом лизинга для МСБ является отсутствие необходимости дополнительного обеспечения:  залогом выступает предмет лизинга. Также лизинговые компании предоставляют всю необходимую поддержку для клиентов при покупке местного и импортного оборудования, помощь при работе с таможенными брокерами, что является дополнительными услугами по сравнению с услугами, предоставляемыми банками.

Подобные преимущества и стали причиной того, что лизинговый рынок, изначально стал больше ориентирован на сектор МСБ, и сегодня эти возможности могут быть использованы для эффективной государственной поддержки данной категории бизнеса. По мнению ряда участников рынка для ФРП «Даму» и других институтов развития, которые нацелены на поддержку малого и среднего бизнеса, лизинг должен быть приоритетнее банковского кредитования.

Кашиф Якуб считает, что самая большая проблема, стоящая перед лизинговым сектором – это наличие фондирования. В настоящее время основная часть фондирования ФРП «Даму» предназначена для банков, в то время как коммерческие банки не выдают кредиты лизинговым компаниям, поскольку они не считают дебиторскую задолженность и предметы лизинга ликвидным обеспечением, что противоречит международному передовому опыту - лизинговые компании по всему миру предлагают тот же залог. Другие факторы, которые могли бы способствовать быстрому росту лизингового сектора, по мнению Кашифа Якуба, включают упрощенный процесс взыскания (с налоговой и юридической точки зрения), налоговые преференции, государственную поддержку лизингового сектора, как в части фондирования, так и в части госзакупок.

В середине сентября Министр национальной экономики РК Ерболат Досаев презентовал в Мажилисе проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения". В частности была проведена ревизия налоговых льгот и часть из них предложено исключить. В том числе с 2015 года может быть отменено освобождение от КПН вознаграждения по финансовому лизингу, за исключением сельскохозяйственной техники и оборудования. По мнению ряда участников рынка, это может  снизить интерес инвесторов к лизинговому финансированию и лизингодатели в значительной мере утратят желание заниматься этим видом деятельности, что приведет к увяданию отрасли. Хотя есть также мнение, что это вполне адекватный шаг на пути развития лизингового рынка, когда по мере становления игроков определенные льготы для них можно отменить. Однако для дальнейшего развития этого инструмента, возможно, правильным шагом было ввести определенные преференции, делающие привлекательной схему лизингового финансирования для лизингополучателя, подобно тому, как это происходило на экономически более развитых зарубежных рынках.

Как мы отмечали в предыдущих исследованиях, одним из инструментов стимулирования использования лизингового финансирования могло бы стать введение ускоренной амортизации на предметы лизинга. Предложение заключается во введение в налоговый кодекс поправки, дающей право лизингополучателю по фиксированным активам, полученным по договору финансового лизинга в течение срока лизинга исчислять амортизационные отчисления по двойным нормам амортизации при условии использования данных фиксированных активов в целях получения совокупного годового дохода. По мнению генерального директора ТОО «Сбербанк Лизинг Казахстан» Рустама Карагойшина, право применения двойной нормы амортизации к фиксированным активам, полученным по договору финансового лизинга, дает возможность лизингополучателю уменьшить налогооблагаемую базу по КПН в первые периоды использования фиксированных активов, перераспределить сэкономленные денежные средства в новые инвестиционные проекты и быстрее обновлять фиксированные активы.

«В свете возможной отмены действующих налоговых преференций ускоренная амортизация могла бы помочь сохранить привлекательность лизинга для лизингополучателей – отмечает председатель правления АО «Темiрлизинг» Айбек Мендигалиев.- В то же время, говоря об уменьшении налогов на прибыль и имущество в период действия лизинговой сделки, важно помнить, что значительные суммы амортизационных отчислений, особенно при покупке дорогостоящих предметов лизинга, могут привести к убыткам в периоды начисления ускоренной амортизации».

Закон об инвестициях также может содержать возможность получения таможенных преференций для лизингополучателей, как участников инвестиционной деятельности, что может удешевить импортируемый предмет лизинга. В настоящее время предусмотрена норма, по которой юридическое лицо, реализующее инвестиционный проект в рамках инвестиционного контракта, освобождается от обложения таможенными пошлинами при импорте технологического оборудования. Однако данная норма не работает для лизингополучателя. Импортером при лизинговом финансировании является лизингодатель, но лизингодатель не использует предмет лизинга по прямому назначению.

Освобождение от обложения таможенными пошлинами при импорте технологического оборудования может быть предусмотрено для юридических лиц реализующих инвестиционный проект в рамках инвестиционного контракта, а также лизингодателей, являющихся импортером такого оборудования в рамках договора финансового лизинга и инвестиционного контракта, заключенного лизингополучателем. Фактически это дает возможность лизингополучателям воспользоваться уже существующими льготами, снизить стоимость импортируемого предмета лизинга, и использовать лизинговый инструментарий в рамках инвестиционной деятельности.

В качестве важного недостатка текущего законодательства часто отмечается отсутствие правовой базы для использование других видов лизинга, кроме финансового. Даже если находится возможность использовать другие виды лизинга, например, оперативный, который оформляется как аренда, из-за отсутствия признания таких сделок как лизинга, на них не распространяются уже существующие в законодательстве льготы и преференции.

Есть и другие возможности в области регулирования рынка, которые могли бы сделать лизинг более востребованным. Для того, чтобы выносить консолидированные предложения и добиться продуктивно развития рынка, лизинговые компании часто говорят о необходимости создании лизинговой ассоциации.

Егор Журавлев, генеральный директор TOO «Raiffeisen Leasing Kazakhstan»,  считает, что создание на рынке профессионального объединения лизинговых компаний необходимо для успешного развития отрасли, потому что появляется инструмент лоббирования, который позволит отстаивать общие интересы всех участников и продвигать жизненно-важные законопроекты, в т.ч. изменения в налоговом законодательстве.

В России помимо представления интересов лизинговых компаний, ассоциация выполняет задачи по популяризации лизинговых услуг, а также по созданию саморегулируемой организации на лизинговом рынке. Разработка отраслевых стандартов для деятельности по предоставлению лизинговых услуг, которая может входить в задачи СРО или регулирующего органа, повысит устойчивость лизинговых компаний, будет способствовать снижению рисков и росту доходов участников рынка, а также ограничит возможности недобросовестной конкуренции и непрофессионального поведения.

Однако, не смотря на то, что вопрос создания лизинговой ассоциации озвучивает довольно давно, пока в практическую стадию этот процесс не перешел. Здесь есть и другие точки зрения. Например, по мнению Айбека Мендигалиева, при наличии таких структур как Комитет по финансовому лизингу при Ассоциации Финансистов Казахстана и Национальная Палата Предпринимателей необходимости в создании лизинговой ассоциации нет.