Отзывы о рейтинговом агентстве
Создание, поддержка и развитие уникальной диалоговой площадки казахстанского бизнес-сообщества и государства - бесспорная заслуга агентства "Эксперт РА Казахстан". Актуальные и содержательные обсуждения ключевых вопросов - это и есть тот открытый обмен мнениями и опытом участников диалога, приводящий ко всеобщему пониманию важности социального партнерства.

ТОО "БИПЭК АВТО Казахстан"


Вернуться к резюме

Структура рынка: влияние отдельных успехов

В структуре нового бизнеса по сегментам вновь появилась железнодорожная техника, которая появляется и исчезает из структуры сделок за счет перманентных крупных сделок. В структуре нового бизнеса первого полугодия 2015 года железнодорожная техника заняла долю сразу в 18% (0% в первом полугодии 2014 года), в результате чего сократилась доля всех остальных секторов. Эту ситуацию можно считать временной, но очевидно большое значение сегмента по итогам всего года сохранится. Такое изменение структуры результат договора финансового лизинга между ЗАО «Азербайджанские железные дороги» и АО «БРК – Лизинг». Финансирование проекта по закупу казахстанских локомотивов предоставлено в рамках поддержки казахстанских экспортеров по программе «Нұрлы жол». Первая партия локомотивов ТЭ33А серии Evolution, произведенных АО «Локомотив құрастыру зауыты»,  торжественно прибыла в Баку в августе текущего года.

В результате успеха железнодорожников доля традиционного крупнейшего сегмента лизингового рынка – сельскохозяйственная техника и скот – снизилась с 85% в первом полугодии 2014 года до 78% в первом полугодии 2015 года. На третьем месте медицинская техника и фармацевтическое оборудование, доля которого упала с 6,6% до 1,6% - сегмент также является результатом деятельности профильной государственной лизинговой компании. А уже дальше идут предметы лизинга, с которыми работают частные игроки: грузовой автотранспорт (0,9%), легковые автомобили (0,2%) и строительная техника (0,6%).

Источник: RAEX («Эксперт РА Казахстан») по результатам анкетирования лизинговых компаний

Влияние на структуру рынка и динамику может оказать также запущенная в текущем году программа поддержки отечественных производителей. В частности автопроизводителем планируется оказывать поддержку как через банки второго уровня, так и через инструменты лизингового финансирования, которое будет предоставляться покупателям автотранспортных средств и автотехники специального назначения, произведенным в Казахстане.  АО «БРК-Лизинг» будет приобретать автотранспортные средства и автотехнику (за исключением сельскохозяйственной техники) у отечественных производителей и затем предоставлять ее в лизинг, в том числе с привлечением агентов. Лизингополучателями будут юридические лица и индивидуальные предприниматели, номинальная ставка вознаграждение не превысит 4% годовых, а срок лизинга составит от 3 до 5 лет.  На это направление планируется выделить до 5 млрд тенге. По данной схеме может также быть поддержано производство вертолетов «Еврокоптер», правда срок лизинга достигнет в этом случае 20 лет.

Как отмечает Рустам Карагойшин, ключевыми факторами, которые окажут влияние на рынок лизинга в 2015 году, являются наличие стабильных источников фондирования, реализация крупных инфраструктурных проектов и  динамика курса тенге. От экономической конъюнктуры и ситуации в бизнес-среде, во многом будет зависеть какие результаты, мы увидим по итогам года. Мнения участников рынка разделились, одни считают, что ситуация с фондированием и платежеспособностью клиентов в среднесрочной перспективе улучшится, другие считают, что объем инвестиций резко сократится, а с ним и лизинговый рынок.

«Учитывая происходящие явления (снижение мировых цен на нефть, отпуск тенге в "свободное плавание" и другие), прогнозы развития рынка лизинга в Казахстане являются не совсем позитивными – говорит Асылхан Джувашев. - На наш взгляд, для большинства игроков рынка лизинга предстоящие год-два могут стать "испытанием на прочность"».

Таблица 3. Географическое распределение объема новых сделок

Наименование 1 пол. 2014 1 пол. 2015
в млн. тенге доля, % в млн. тенге доля, %
1 Алматинская область 3 067 9,5 8 771 20,1
2 Акмолинская область 4 231 13,1 4 395 10,1
3 Актюбинская область 1 933 6,0 4 065 9,3
4 Костанайская область 3 891 12,1 2 356 5,4
5 Павлодарская область 2 602 8,1 2 315 5,3
6 Карагандинская область 1 823 5,6 2 289 5,2
7 Кызылординская область 2 452 7,6 2 106 4,8
8 Северо-Казахстанская область 3 337 10,3 2 059 4,7
9 Восточно-Казахстанская область 2 837 8,8 1 953 4,5
10 Жамбылская область 1 398 4,3 1 524 3,5
11 Астана 1 242 3,8 1 221 2,8
12 Южно-Казахстанская область 869 2,7 1 080 2,5
13 Алматы 949 2,9 640 1,5
14 Западно-Казахстанская область 970 3,0 424 1,0
15 Атырауская область 645 2,0 413 0,9
16 Мангистауская область 43 0,1 68 0,2
17 новый бизнес за пределами РК 0 0,0 8 035 18,4

Источник: RAEX («Эксперт РА Казахстан») по результатам анкетирования лизинговых компаний