Отзывы о рейтинговом агентстве
За последнии несколько лет Экономический форум крупного бизнеса "Эксперт-200-Казахстан" стал авторитетной площадкой для конструктивного диалога, на которой обсуждаются наиболее важные аспекты экономического роста РК, налаживаются деловые контакты, а так же укрепляются связи между представителями бизнес - сообщества и государственной власти.

Жақсыбек Дәурен Әділбекұлы,

Председатель Правления АО «Цеснабанк»


Вернуться к резюме

Обзор рынка лизинга по итогам 2013 года: положительная корректировка

Ключевые тенденции

Объем новых сделок участников лизингового рынка в 2013 году вырос на значительные 38% и составил более 90 млрд тенге (см. таблицу 1). Учитывая относительно небольшие размеры рынка и малое число игроков, совокупные показатели по рынку показывают значительную волатильность под влиянием успехов и неудач отдельных компаний. Однако в целом 2013 год можно считать успешным: лизинговый портфель большинства компаний, вошедших в наш ренкинг, показывал рост, его совокупный объем достиг 192,5 млрд тенге.

Таблица 1. Основные параметры рынка лизинга Казахстана

Показатели 2010 2011 2012 2013
Объем текущего лизингового портфеля, млн тенге 134 825 143 466 170 925 192 537
Темпы прироста, % 6,4 19,1 12,6
Объем нового бизнеса за год, млн тенге 42 459 55 383 67 782 93 276
Темпы прироста, % 30,4 22,4 37,6
Количество лизинговых сделок за год, штук 1 002 1 767 2 495 2 929
Темпы прироста, % 76,3 41,2 17,4
Объем полученных лизинговых платежей, млн тенге 37 738 37 778 34 527 40 757
Темпы прироста, % 0,1 -8,6 18,0
Профинансированные средства, млн тенге 43 415 45 554 62 792 88 504
Темпы прироста, % 4,9 37,8 40,9
ВВП, млрд тенге 21 816 27 572 30 347 34 140
ИФО ВВП к пред. году, % 107,3 107,5 105,0 106,0

Источник: «Эксперт РА Казахстан» по результатам анкетирования лизинговых компаний, Агентство Республики Казахстан по статистике

Качество портфеля показывает относительное улучшение. Сумма просроченных платежей к получению сократилась на 7%, ее доля в портфеле в среднем по участникам ренкинга составила 7% (против 8% по итогам 2012 года).

А вот совокупный лизинговый портфель всех банков второго уровня продолжил негативный тренд. Падение составило приблизительно 7%, и портфель достиг 18 млрд тенге. Однако доход банков, связанный с получением вознаграждения по финансовому лизингу, увеличился на 35% (см. график 1).

Отношение «нового бизнеса», то есть лизинговых сделок, заключенных за год, к ВВП в 2013 году составило 0,27%. Для сравнения, в России этот показатель 1,9%. При этом российский лизинговый рынок имеет негативную динамику: объем нового бизнеса снизился на 1,5% в 2013 году. В результате российские лизинговые компании начинают обращать внимание на соседние рынки. Участники нашего опроса отмечают появление на казахстанском рынке новых иностранных лизинговых компаний, в том числе российских; однако очевидно, что пока это не стало для них проблемой.

«Да, открылись новые иностранные лизинговые компании, но пока усиление конкуренции мы на себе не ощущаем. Также хотелось отметить, что наблюдается рост активности лизинговых компаний, представленных поставщиками предмета лизинга»,— говорит генеральный директор ТОО «Евразийский лизинг» Жанат Ментаев. В целом роста конкуренции на рынке не наблюдается — она остается на невысоком уровне. Вместе с тем появились случаи успешного выхода казахстанских компаний на российский рынок.

Структуру и динамику отрасли по-прежнему определяют государственные лизинговые компании, которые ежегодно наращивают финансирование в рамках программ поддержки бизнеса: и по фондированию, и по параметрам предложения они остаются вне конкуренции (см. график 2). Но и частные лизингодатели, судя по основным показателям, в 2013 году начали отыгрывать падение предыдущих двух лет. Однако пока еще трудно сказать, является ли текущая корректировка началом восходящего тренда.

Если в среднем по рынку объемы профинансированных средств растут из года в год благодаря государственным лизинговым компаниям, то при взгляде отдельно на негосударственных лизингодателей выясняется: объем профинансированных средств в 2013 году показал рост впервые за несколько лет и сразу на 42% (см. график 3). Однако этого роста недостаточно, чтоб хотя бы отыграть сильное падение последних лет. Объем профинансированных средств заметно сокращался в прежние годы из-за прекращения деятельности одного из крупных игроков, а начал восстанавливаться в том числе благодаря молодым компаниям, начавшим деятельность на лизинговом рынке в последние два года. Объем полученных лизинговых платежей частных лизингодателей также показал заметный прирост — 15% (совокупно по всем компаниям рост составил 18%).

Без учета государственных лизинговых компаний, которые осуществляют финансирование в соответствии с программами поддержки бизнеса, количество новых сделок в 2013 году уменьшилось на 3%. Однако средний объем сделки при этом вырос на 80%, чему способствовало двукратное увеличение доли крупного бизнеса среди клиентов. В общей структуре новых сделок доля МСБ снизилась с 91% в 2012 году до 81% в 2013 году (см. график 4). В абсолютных показателях объем сделок с крупным бизнесом вырос в 2013 году более чем в три раза, в результате чего сегмент стал одним из важных драйверов роста. Эта динамика в новом бизнесе участников лизингового рынка соответствует и данным по инвестициям в основные средства, которые предоставляет Агентство РК по статистике. Наибольший рост инвестиций в основные средства в 2013 году наблюдался у крупных предприятий — 18,6%. Инвестиции средних предприятий показывали спад (см. график 5).

 

В общей сложности объем инвестиций в основные средства в 2013 году вырос на 6,5% и составил 6 052 млрд тенге; в 2012 году рост был ниже — 3,8%. При этом инвестиции в работы по строительству и капитальному ремонту зданий и сооружений увеличились на 11,8%, а вклад в машины и оборудование — только на 5,8% (см. график 6). Наибольший объем инвестиций приходится на горнодобывающую промышленность и разработку карьеров. В этой отрасли объем инвестиций увеличился на 9%. На втором месте в общей структуре — транспорт и складирование, этот сегмент показал значительный рост в 2013 году — 35%. А вот обрабатывающая промышленность демонстрирует низкий прирост инвестиций в основные средства — всего 2,9% (см. график 7).

 

Несмотря на рост объема инвестиций, стоимость введенных в действие новых основных средств сократилась на 12% (см. график 8). В целом увеличение темпов роста инвестиций в основные средства создавало умеренно позитивный фон для лизингового рынка.

Примерно половина объема нового бизнеса частных лизингодателей приходится на МСБ, вторая половина — на крупный бизнес. Однако такая картина складывается из-за значительной суммы сделок отдельных лизинговых компаний в случаях, когда клиентом выступает крупный бизнес. Для большинства лизингодателей основным полем деятельности остается малый и средний бизнес, который, по мнению участников рынка, имеет неплохие перспективы.

«Представители МСБ для нас являются перспективным сектором. Положительной стороной данного сектора является активное развитие благодаря программам индустриально-инновационного развития, отраслевым программам, а также программам, связанным с такими важными вопросами, как финансирование на льготных условиях реальных секторов экономики, оператором которых является фонд “Даму”»,— рассказывает директор ТОО «Astana Motors Leasing» Андрей Соловьев.

В секторе МСБ лизинговые продукты имеют определенные преимущества перед банковскими кредитами. Кроме того, это позволяет снизить портфельные риски за счет диверсификации клиентской базы. Но у сектора есть и очевидные риски: низкая конкурентоспособность субъектов МСБ и высокая подверженность макроэкономическим рискам, а также слабая проработанность проектов.

В региональном разрезе без учета государственных лизинговых компаний примерно половина объема новых сделок приходится на Алматы, еще 17% — на Астану (см. график 9). При этом доля последней в новых сделках частных лизингодателей в прошлом году составляла только 6%. Увеличилась также доля Кызылординской области (с 6% до 11%), которая в итоге заняла третье место в региональной структуре нового бизнеса в 2013 году. Таким образом, на три региона в структуре сделок негосударственных лизинговых компаний приходится порядка 78% нового бизнеса, что говорит о довольно низкой географической диверсификации. География деятельности государственных лизинговых компаний менее концентрированна: на три крупнейших региона (Алматинская, Акмолинская и Костанайская области) приходится 52% объема сделок в 2013 году. Благодаря сделкам «КазАгроФинанс» северные регионы остаются не первый год среди лидеров в общей структуре нового бизнеса (см. таблицу 2).

Таблица 2. Традиционно крупную долю в структуре нового бизнеса занимают северные регионы, структура нового бинеса по регионам

Регион 2012 2013
млн тенге доля млн тенге доля
1 Акмолинская область 6 201 9% 23 275 25%
2 Алматинская область 2 870 4% 11 314 12%
3 Костанайская область 20 710 31% 8 976 10%
4 Северо-Казахстанская область 9 869 15% 8 595 9%
5 Восточно-Казахстанская область 3 219 5% 7 204 8%
6 г. Алматы 2 759 4% 6 292 7%
7 Южно-Казахстанская область 5 234 8% 5 279 6%
8 Карагандинская область 5 783 9% 4 295 5%
9 Актюбинская область 3 058 5% 3 737 4%
10 Кызылординская область 1 178 2% 3 105 3%
11 Западно-Казахстанская область 1 054 2% 3 000 3%
12 Павлодарская область 2 382 4% 2 815 3%
13 г. Астана 1 262 2% 2 664 3%
14 Жамбылская область 1 097 2% 1 382 1%
15 Атырауская область 807 1% 1 182 1%
16 Мангистауская область 337 0% 247 0%

Источник: «Эксперт РА Казахстан» по результатам анкетирования лизинговых компаний

Вернуться к содержанию

Лидеры рынка: кто быстрее

Один из наиболее высоких показателей роста продемонстрировала компания «КазАгроФинанс», которая также является крупнейшим участником рынка (82% совокупного объема нового бизнеса). Объем новых сделок компании вырос на 58%, а портфель — на 26% (см. таблицу 3). «Данному росту способствовало расширение продуктовой линейки (лизинг б/у техники, экспресс-лизинг, мастер-лизинг), выгодные условия финансирования, поддержка со стороны государства (субсидирование удешевления процентных ставок вознаграждения по лизингу — кредиты на поддержку сельского хозяйства, финансовое оздоровление заемщиков) и сокращение пакета документов»,— поясняет заместитель председателя правления АО «КазАгроФинанс» (КАФ) Гульназ Атамкулова. Эти мероприятия позволили расширить географию клиентов АО «КазАгроФинанс» и увеличить лизинговый портфель. В этом году компания ожидает дальнейшего роста. К концу апреля текущего года компанией были заключены договоры финансового лизинга на 687 единиц техники на сумму 6,8 млрд тенге (в 2013 году — 562 ед. на сумму 5,2 млрд тенге).

Таблица 3. Рэнкинг ведущих лизинговых компаний Казахстана по текущему портфелю, объем текущего портфеля

Компания 2010 2011 2012 2013
млн. тенге доля, % млн. тенге доля, % млн. тенге доля, % млн. тенге доля, %
1 "КазАгроФинанс" 60 505 44,88 74 815 52,15 96 150 56,25 121 536 63,12
2 "БРК-Лизинг" 26 616 19,74 23 862 16,63 32 530 19,03 29 891 15,52
3 Лизинговая компания "Астана-финанс" 31 024 23,01 27 349 19,06 23 283 13,62 18 966 9,85
4 "Райффайзен Лизинг Казахстан" 12 080 8,96 10 765 7,50 8 660 5,07 7 159 3,72
5 "Евразийский Лизинг" 0 0,00 0 0,00 2 386 1,40 4 080 2,12
6 «Сбербанк Лизинг Казахстан» 0 0,00 2 025 1,41 1 158 0,68 2 849 1,48
7 "КазМедТех" 0 0,00 0 0,00 1 632 0,95 2 404 1,25
8 Astana Motors Leasing 649 0,48 1 355 0,94 1 418 0,83 1 866 0,97
9 "СК Лизинг" 2 153 1,60 1 442 1,01 1 623 0,95 1 816 0,94
10 "Лизинг Групп" 1 798 1,33 1 854 1,29 2 084 1,22 1 557 0,81
11 ДБ «Альфа-Банк» 0 0,00 0 0,00 0 0,00 413 0,21
Всего 134 825 100 143 466 100 170 925 100 192 537 100

Источник: «Эксперт РА Казахстан» по результатам анкетирования лизинговых компаний

Другой крупный оператор государственной программы развития — АО «БРК-Лизинг», напротив, показал по итогам 2013 года негативную динамику. Наблюдалось значительное снижение объемов нового бизнеса на фоне необычно высоких показателей 2012 года, когда началось активное финансирование бизнеса по государственной программе «Производительность-2020». Текущий портфель компании при этом снизился примерно на 8%. Незначительное снижение лизингового портфеля было обусловлено крупными погашениями от лизингополучателей, в том числе досрочными, объемы которых будут восполняться новыми сделками. При этом в нынешнем году компания вновь планирует существенно увеличить объемы новых сделок при реализации программы «Производительность-2020». В рамках этой программы также произошло снижение процентных ставок (с 7,5% ставка упала до 5%).

Если в прошлом году ренкинг участников лизингового рынка по объему новых сделок возглавляли исключительно компании с государственным участием, то по итогам 2013 года 2-е и 3-е места, после «КазАгроФинанс», заняли соответственно «Райффайзен Лизинг Казахстан» и «Сбербанк Лизинг Казахстан» (см. таблицу 4). «Райффайзен Лизинг Казахстан» показал в прошлом году самую высокую динамику роста объема нового бизнеса, в том числе из-за низких объемов в 2012 году. Лизинговая компания Сбербанка является довольно новой на казахстанском рынке (создана в 2011 году), однако завоевывает позиции. В прошлом году «Сбербанк Лизинг Казахстан» заключил сделку по приобретению с последующей передачей в лизинг 40 грузовых автомобилей «КамАЗ» с автоцистернами. Сумма сделки оценивалась в 1 млрд тенге.

Таблица 4. Рэнкинг ведущих лизинговых компаний Казахстана по объему нового бизнеса, объем нового бизнеса за год

Компания 2010 2011 2012 2013
млн. тенге доля, % млн. тенге доля, % млн. тенге доля, % млн. тенге доля, %
1 "КазАгроФинанс" 26 278 61,9 40 115 72,4 48 539 71,6 76 849 82,4
2 "Райффайзен Лизинг Казахстан" 3 554 8,4 1 371 2,5 958 1,4 3 033 3,3
3 «Сбербанк Лизинг Казахстан» 0 0,0 2 323 4,2 0 0,0 2 859 3,1
4 "БРК-Лизинг" 7 294 17,2 1 443 2,6 11 310 16,7 2 574 2,8
5 "Евразийский Лизинг" 0 0,0 0 0,0 1 896 2,8 2 220 2,4
6 "КазМедТех" 0 0,0 730 1,3 1 823 2,7 1 901 2,0
7 Astana Motors Leasing 515 1,2 1 294 2,3 1 222 1,8 1 598 1,7
8 "СК Лизинг" 352 0,8 476 0,9 961 1,4 950 1,0
9 ДБ «Альфа-Банк» 0 0,0 0 0,0 0 0,0 696 0,7
10 "Лизинг Групп" 895 2,1 1 487 2,7 1 072 1,6 595 0,6
11 Лизинговая компания "Астана-финанс" 3 570 8,4 6 145 11,1 0 0,0 0 0,0
Всего 42 459 100 55 383 100 67 782 100 93 276 100

Источник: «Эксперт РА Казахстан» по результатам анкетирования лизинговых компаний

Если исключить из расчета «КазАгроФинанс» и «БРК-Лизинг» как компании, показывающие экстремумы, то объем нового бизнеса все равно вырос более чем в полтора раза. Иная ситуация с объемом текущего портфеля: на этот показатель продолжает давить отрицательная динамика портфеля компании «Астана-финанс», которая последние два года не заключает новых сделок по внутренним причинам. Практически все остальные участники рынка показывали значительный рост текущего портфеля: от 10% до 146%. Тройка лидеров по объему лизингового портфеля остается неизменной уже долгое время: «КазАгроФинанс», «БРК-Лизинг» и лизинговая компания «Астана-финанс». Последняя по-прежнему имеет один из самых крупных портфелей (почти вдвое опережая лизингодателя на 4-м месте) без новых сделок. На этих трех игроков приходится почти 90% совокупного лизингового портфеля.

По количеству новых сделок следом за «КазАгроФинанс» оказались Astana Motors Leasing и «Райффайзен Лизинг Казахстан», которые последние годы обычно присутствуют в числе лидеров (см. таблицу 5).

Таблица 5. Рэнкинг ведущих лизинговых компаний Казахстана по количеству новых сделок, количество заключенных за год сделок

Компания 2010 2011 2012 2013
штук доля, % штук доля, % штук доля, % штук доля, %
1 "КазАгроФинанс" 801 79,9 1 317 74,5 1 946 78,0 2 398 81,9
2 Astana Motors Leasing 61 6,1 104 5,9 147 5,9 169 5,8
3 "Райффайзен Лизинг Казахстан" 55 5,5 144 8,1 108 4,3 117 4,0
4 "КазМедТех" 0 0,0 39 2,2 115 4,6 112 3,8
5 "СК Лизинг" 29 2,9 37 2,1 50 2,0 60 2,0
6 "Евразийский Лизинг" 0 0,0 0 0,0 14 0,6 31 1,1
7 "Лизинг Групп" 51 5,1 123 7,0 108 4,3 24 0,8
8 ДБ «Альфа-Банк» 0 0,0 0 0,0 0 0,0 10 0,3
9 "БРК-Лизинг" 5 0,5 2 0,1 7 0,3 5 0,2
10 «Сбербанк Лизинг Казахстан» 0 0,0 1 0,1 0 0,0 3 0,1
11 Лизинговая компания "Астана-финанс" 0 0,0 0 0,0 0 0,0 0 0,0
Всего 1 002 100 1 767 100 2 495 100 2 929 100

Источник: «Эксперт РА Казахстан» по результатам анкетирования лизинговых компаний

Вернуться к содержанию

Сегменты рынка: надежды на транспорт

Сельскохозяйственная техника, специальное оборудование, скот остаются основными предметами лизинга, благодаря портфелю крупнейшего участника рынка — КАФ. Доля этого направления в общей структуре нового бизнеса выросла с 72% в 2012 году до 82% в 2013-м (см. график 10), поскольку «КазАгроФинанс» по итогам прошлого года существенно нарастил объемы нового бизнеса. Привлекательность предложения компании для лизингополучателей обеспечивается государственными программами поддержки сельского хозяйства. В рамках программы развития АПК на 2013–2020 годы начиная с 2013 года новым направлением господдержки сельхозпроизводителей стало финансовое оздоровление агропредприятий. Оно осуществляется в том числе посредством субсидирования части ставки вознаграждения по договорам, заключаемым с АО «КазАгроФинанс» на лизинг сельхозтехники и спецтехники. Государством финансируется 7% от общей ставки финансирования.

«С каждым годом наблюдается тенденция увеличения объема закупа сельскохозяйственной техники и оборудования «Каз­АгроФинансом» для передачи в лизинг. Данный факт прослеживается в финансировании сельскохозяйственной техники, спецтехники, перерабатывающего оборудования, а также лизинге крупного рогатого скота. Динамике роста лизинговых сделок способствуют низкие процентные ставки вознаграждения, упрощение документационных условий, а также субсидирование предмета лизинга. Кроме того, имеется программа финансового оздоровления для заемщиков, имеющих проблемы с платежеспособностью и обязательствами»,— рассказывает Гульназ Атамкулова.

Остальные участники лизингового рынка в этом сегменте практически не работают. «Сельское хозяйство — сегмент достаточно рискованный, учитывая сезонность бизнеса и зависимость от природно-климатических условий,— отмечает Жанат Ментаев. — В данном сегменте мы отдаем предпочтение переработчикам, а именно производителям готовой продукции из зерновых, бобовых и других продовольственных зерновых культур. Однако наша компания не планирует активно финансировать проекты в сельском хозяйстве. Кроме того, есть государственные лизинговые институты, которые достаточно активно поддерживают данный сегмент».

Если исключить из структуры нового бизнеса сельскохозяйственный сегмент, то на первом месте окажется железнодорожная техника с долей 24% от общего объема нового бизнеса (см. график 11). Довольно значительный объем, учитывая, что в 2012 году сделки в этом сегменте практически отсутствовали. Пока только несколько лизинговых компаний работает в этом направлении, однако довольно часто участники нашего опроса отмечали потенциал роста в данном сегменте. В сфере железнодорожного транспорта Казахстана есть проблема значительного износа техники и подвижного состава (более 60%). Имеющегося количества вагонов недостаточно для покрытия всех потребностей в грузоперевозках, при этом выбытие вагонов по сроку службы и техническому состоянию значительно опережает темпы обновления. По оценкам экспертов, для поддержания работоспособности имеющегося парка пассажирских вагонов необходима ежегодная замена около трех тысяч вагонов, выбывающих из строя по причине полного износа.

По данным Союза транспортников Казахстана Kazlogystics, доля железнодорожного транспорта в структуре активов лизинговых компаний Казахстана составляет всего 9%, что не соответствует требованиям времени и уровню развития экономики. Здесь отмечают, что осуществление лизингового финансирования инвестиционных проектов в области железнодорожного, водного и воздушного транспорта является одним из способов развития транспортного потенциала страны.

Одним из крупнейших сегментов лизингового рынка остается грузовой автотранспорт. В структуре новых сделок (при исключении из расчета сельского хозяйства) на него приходится порядка шестнадцати процентов. Сегмент остается также самым конкурентным: в сфере грузового автотранспорта сделки были у всех участников нашего исследования, кроме компаний с госучастием. Однако при этом объемы заключенных сделок увеличились на скромные 6%. Относительно высокая плотность автодорог и проблема с железнодорожными перевозками способствуют развитию транспортной отрасли. В Казахстане пока много говорят, но не вполне используют имеющийся транзитный потенциал — это создает определенный задел для роста сегмента. Однако проблемы с инфраструктурой и низкая конкурентоспособность отечественных перевозчиков сдерживают развитие отрасли.

А вот сегмент легкового автотранспорта увеличился в 2013 году на 35% в абсолютных показателях. Компании, работающие в этом сегменте, получают свою выгоду от быстрого роста казахстанского автомобильного рынка. Правда, здесь негативное влияние может оказывать прошедшая девальвация национальной валюты, которая приводит к росту стоимости автомобилей. Вместе с тем сегмент остается крайне перспективным.

Сегодня казахстанский автомобильный рынок является одним из самых быстрорастущих в мире, заняв по этому показателю 4-е место в 2013 году. Объем продаж официальных автодилеров, по данным, которые привел президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Андрей Лаврентьев, в 2013 году вырос на 69% по сравнению с 2012 годом (165,7 тыс. ед. против 98,2 тыс.). Правда, темпы роста снижаются (в 2012 году рост составил 117%). В АКАБ прогнозируют продажи в 2014 году на уровне 214 тыс. новых авто — это значит, что рост составит уже 29%. Среди ключевых факторов роста остается продолжающееся падение спроса на подержанные автомобили вследствие действующих в рамках ТС ограничений на их ввоз. Среди факторов роста в последующие годы в ассоциации отмечают вступление Казахстана в ВТО (повлечет снижение таможенных пошлин на ввоз новых авто) и необходимость менять порядком устаревший парк (обычный возраст автомобилей в Казахстане составляет от 13,5 до 19 лет).

В 2013 году значительно снизилась доля сегмента машиностроительного оборудования. Без учета сельхозмаша доля лизинга машиностроительного, металлообрабатывающего и металлургического оборудования в 2012 году составляла 45%, причем в 2013 году она упала до 13%. Это связано со снижением показателей нового бизнеса компании «БРК-Лизинг», которая обеспечивает основной объем сделок в этом направлении.

Ряд участников нашего исследования отметил перспективы роста в сегменте строительной и дорожно-строительной техники. Рост ожидается, в частности, ввиду предстоящих крупных строек объектов для проведения Expo-2017, продолжения строительства транспортного коридора из Китая в Европу и продолжения финансирования государством строительства автодорог республиканского и местного значения.

Еще один перспективный сегмент, который выделяли участники опроса — недвижимость. «Наша компания в 2010 году зашла на рынок лизинговых сделок в сегменте финансирования коммерческой недвижимости. За это время проекты в данном сегменте показали жизнеспособность: основной долг уменьшается, рыночная стоимость предмета лизинга растет. В связи с этим наша компания планирует дальше развивать финансирование проектов именно в этом сегменте. Если 2013 год был знаменателен финансированием легковых автомобилей, то 2014 год будет акцентирован на сделках коммерческой недвижимости»,— говорит г-н Ментаев.

В компании «КазМедТех» отмечают заметное оживление рынка лизинга медицинской техники, что связано с бюджетными инвестициями и господдержкой здравоохранения. При этом сегмент остается практически неосвоенным другими лизинговыми компаниями. «КазМедТех» в трехлетней перспективе планирует развивать вторичный лизинг, а также готовит запуск финансового лизинга на приобретение медицинского оборудования для частных организаций здравоохранения.

Вернуться к содержанию