Отзывы о рейтинговом агентстве
Создание площадок, с привлечением отраслевых профессионалов, для обсуждения острых деловых и социальных вопросов в обществе, которые касаются как бизнеса, так и каждого гражданина в отдельности, это титаническая работа, которую Вы смогли успешно выполнить совместно с Вашей командой сотрудников.

Лаврентьев Андрей Сергеевич, 
Президент Группы Автомобильных Компаний «Allur Group»

Вернуться к резюме

Структура рынка: все для транспорта

Если в 2014 году порядка 80% новых сделок приходилось на клиентов из сферы малого и среднего бизнеса, то в 2015‑м доля крупного предпринимательства достигла 40% — сделки здесь крупнее, так что даже относительно небольшого количества достаточно для существенного роста удельного веса таких клиентов. Вместе с тем очевидно, что МСБ — не единственный реципиент лизингового финансирования.

В структуре оборудования, передаваемого в лизинг, в 2015 году доля сельскохозяйственной техники снизилась с 61,1% до 41,7%. Основными драйверами роста рынка стали железнодорожная техника (этот сегмент периодически возникает и исчезает за счет отдельных крупных сделок), машиностроительное и металлургическое оборудование (доля которого при этом сохранилась в структуре новых сделок) и грузовой автотранспорт. Изменение структуры новых сделок является прямым отражением перераспределения рыночных долей двух крупнейших государственных лизинговых компаний, которые обеспечивают основное лизинговое финансирование указанных отраслей. При этом из совокупной структуры практически исчезла медицинская техника, которая занимала последние годы 3–4% нового бизнеса. Данное направление также финансировала преимущественно лизинговая компания с государственным участием — АО «КазМедТех». Однако теперь она по внутренним причинам предпочитает не раскрывать результаты деятельности.

Грузовой автотранспорт является основным сегментом для частных лизинговых компаний, в структуре их новых сделок он занимает 45%. Именно здесь последние годы наблюдается основная конкуренция среди лизингодателей. Другими крупными сегментами с высокой конкурентной средой являются строительная техника (29% в новом бизнесе частных лизингодателей) и легковой автотранспорт (6%). И это притом что здесь пока не представлены показатели лизинговых компаний, ведущих деятельность при автодилерах, которые предпочитают оставаться в тени. Остальные сектора отметились только отдельными сделками. В частности, в 2015 году более или менее значимая активность частных лизингодателей наблюдалась в секторе машиностроительного оборудования, недвижимости, оборудования для пищевой промышленности и медицинской техники.
В региональной структуре лидерство Алматы объясняется тем, что все лизинговые компании ведут здесь достаточно бурную деятельность. Немного меньше активность в Астане. В объеме нового бизнеса частных лизингодателей значительное место (с долей в 11%) по итогам 2015 года занимает Южно-Казахстанская область, несколько меньшие доли у Алматинской и Карагандинской областей — 6 и 5% соответственно. В последних двух регионах большие объемы финансирования обеспечивают также государственные лизинговые компании, что объясняет их высокие позиции в общем ренкинге. Государственные лизингодатели обеспечивают лидерство и Акмолинской области.

Таблица 3. Более 50% нового бизнеса сформировано в 4 регионах

Наименование 2014 2015
млн тенге доля млн тенге доля
1. Алматы 2 419 3% 15 289 15%
2. Карагандинская область 13 755 17% 15 180 15%
3. Акмолинская область 9 519 12% 12 229 12%
4. Алматинская область 7 413 9% 11 677 11%
5. Астана 4 937 6% 6 031 6%
6. Северо-Казахстанская область 8 277 10% 5 306 5%
7. Костанайская область 6 391 8% 4 846 5%
8. Актюбинская область 2 265 3% 4 591 4%
9. Павлодарская область 5 041 6% 4 549 4%
10. Восточно-Казахстанская область 9 895 12% 4 442 4%
11. Кызылординская область 3 102 4% 3 703 4%
12. Жамбылская область 3 237 4% 3 145 3%
13. Южно-Казахстанская область 1 535 2% 2 095 2%
14. Западно-Казахстанская область 1 748 2% 912 1%
15. Атырауская область 993 1% 716 1%
16. Мангистауская область 187 0% 132 0%
17. За пределами Казахстана 0 0% 7 971 8%
80 714 102 816