Отзывы о рейтинговом агентстве
За последнии несколько лет Экономический форум крупного бизнеса "Эксперт-200-Казахстан" стал авторитетной площадкой для конструктивного диалога, на которой обсуждаются наиболее важные аспекты экономического роста РК, налаживаются деловые контакты, а так же укрепляются связи между представителями бизнес - сообщества и государственной власти.

Жақсыбек Дәурен Әділбекұлы,

Председатель Правления АО «Цеснабанк»

Вернуться к резюме

Структура рынка: местные диспропорции

Структура новых сделок по предметам лизинга несколько искажена, поскольку в исследовании не принимает участия ряд частных компаний, мало пересекающихся в своей работе с деятельностью крупных государственных лизингодателей. Очевидно, что доля сельского хозяйства в целом по рынку несколько ниже, примерно на 10-15 п.п., с соответствующим перераспределением этой доли на другие сектора. Так, доля грузового автотранспорта в портфеле лизинговых компаний, вероятно, несколько выше и достигает 3-6%. Однако в целом ранжирование предметов лизинга в новом бизнесе и в портфеле корректно отражает рыночную ситуацию и диспропорции в структуре рынка очевидны.

Значительная доля сельскохозяйственной техники в структуре новых сделок — заслуга «КазАгроФинанса». Когда-то здесь был представлен еще один крупный игрок – лизинговая компания «Астана-Финанс», однако она уже давно не заключает новых сделок и ее портфель сокращается год от года. Остальные компании в этом сегменте рынка почти не представлены.

Рост доли железнодорожной техники во многом обеспечен деятельностью «БРК-Лизинг» по развитию отечественной инфраструктуры. ЖД-сегмент крайне популярен в России, однако в Казахстане его развитие носит переменный характер, вероятно, в силу ограниченности круга потенциальных клиентов.

Автотранспорт, прежде всего грузовой, является одним из приоритетных секторов для частных лизинговых компаний. Здесь наблюдается наиболее значительная конкуренция и, похоже, в этом сегменте в первую очередь лизинговые компании оказываются способны сделать привлекательные предложения.

Эта ситуация является в целом стандартной и для мировых лизинговых рынков. В Европе и США приобретение автомобиля в лизинг успешно опережает покупки транспортных средств в кредит и является важной частью лизинговой отрасли. В Германии, одном из крупнейших лизинговых рынков Европы, сегмент пассажирского и коммерческого автомобильного транспорта в 2016 году занял 75% лизингового рынка. На Западе лизинг очень часто заканчивается возвратом транспортного средства, а не его покупкой,  клиент просто меняет автомобиль на более современную модель. В некоторых странах понятие лизинга фактически идентично нашему пониманию обычной аренды. Поэтому по сравнению с кредитом лизинг является гораздо более гибким и простым инструментом. В Казахстане, правда, на практике лизингополучатель обычно оставляет транспорт и не возвращает его.

Немаловажно здесь и то, что автомобильный рынок достаточно крупный и динамичный — не в пример другим видам основных средств, вызывающим эпизодический интерес у бизнеса. В ренкинге не представлены лизинговые компании, аффилированные с автодилерами, такие как «Вираж-лизинг» или Astana Motors Leasing, которые также предпочитают не распространяться об итогах своей деятельности. Крупные автодилеры обратили внимание на преимущества реализации транспортных средств по лизинговой схеме и вносят это предложение в структуру каналов продаж.

Этот сегмент рынка, возможно, мог бы развиваться более динамично при доступности в Казахстане лизинга для физических лиц. Пока же казахстанское законодательство дает возможность воспользоваться лизинговым финансированием только юридическим лицам. Для лизинговой компании подвижной железнодорожный состав и коммерческий автотранспорт обладают важным преимуществом – это наиболее ликвидные активы, что значительно снижает риски.

«Уровень спроса на лизинговые услуги обусловлен экономической ситуацией и соответственно платежеспособностью клиентов, – говорит г-н Карагойшин. - Помимо этого, в настоящее время на рынке лизинга наблюдается нехватка у лизингодателей финансирования, прежде всего заемного, в достаточном объеме. Не хватает финансирования с длительными сроками и надо учитывать фактор высокого процента коммерческого кредита для лизинговых компаний». В частности, негативную роль играет чрезмерно консервативный подход в риск-менеджменте банков. Следствием этого являются повышенные требования к заемщикам — как к лизингодателю, так и к лизингополучателю.

К остальным факторам, сдерживающим сегодня развитие лизинговой отрасли и лизинговых компаний, по мнению г-на Карагойшина, относятся нехватка платежеспособных клиентов, низкий спрос на лизинговые услуги со стороны клиентов, недостаток квалифицированных специалистов, недостаточный спрос на предметы лизинга.

Эти факторы, оказывающие негативное влияние на развитие лизинговой отрасли, с большей или меньшей частотой упоминаются участниками наших исследований на протяжении долгого периода времени. И, очевидно, пока нет оснований считать, что даже при оживлении экономики ситуация сильно изменится. Вопросы фондирования и популяризации услуг останутся главным вызовом для частных лизингодателей. Обсуждаемая отмена налоговых льгот по финансовому лизингу также не добавляет участникам рынка оптимизма. Интерес государства к поддержке предпринимателей через лизинговое финансирование, который с каждым годом только растет, продолжит определять динамику и структуру отрасли в среднесрочной перспективе.

Таблица 3. Большая часть новых сделок в 2016 году была сосредоточена на севере страны

Наименование 2015 2016
млн тенге доля млн тенге доля
1 Северо-Казахстанская область 5 410 5% 31 240 28%
2 Астана 5 343 5% 29 207 26%
3 Акмолинская область 12 242 12% 14 917 13%
4 Костанайская область 5 004 5% 6 371 6%
5 Павлодарская область 4 649 5% 4 781 4%
6 Карагандинская область 15 422 15% 4 532 4%
7 Алматы 14 496 14% 3 874 3%
8 Восточно-Казахстанская область 4 468 4% 3 214 3%
9 Кызылординская область 3 912 4% 3 160 3%
10 Алматинская область 12 035 12% 2 858 3%
11 Южно-Казахстанская область 1 576 2% 2 314 2%
12 Актюбинская область 4 750 5% 1 634 1%
13 Западно-Казахстанская область 974 1% 1 399 1%
14 Жамбылская область 3 145 3% 1 082 1%
15 Атырауская область 716 1% 425 0%
16 Мангистауская область 148 0% 0 0%
17 За рубежом 7 971 8% 0 0%
    102 261   111 006  

Источник: RAEX (Эксперт РА Казахстан) по результатам анкетирования ЛК