Отзывы о рейтинговом агентстве
Создание, поддержка и развитие уникальной диалоговой площадки казахстанского бизнес-сообщества и государства - бесспорная заслуга агентства "Эксперт РА Казахстан". Актуальные и содержательные обсуждения ключевых вопросов - это и есть тот открытый обмен мнениями и опытом участников диалога, приводящий ко всеобщему пониманию важности социального партнерства.

ТОО "БИПЭК АВТО Казахстан"

Угрозы развитию рынка

Интерес к государственным программам со стороны лизинговых компаний не случаен. В частности, это возможность повысить свою конкурентоспособность на рынке финансовых услуг. Из-за того что лизинговые компании часто финансируются в банках, их проценты оказываются выше процентов по кредитам. А субсидирование процентной ставки решает эту проблему. Кроме того, государственные средства становятся крупным источникам фондирования лизинговых операций в республике, в то время как проблема фондирования остается одной из ключевых для рынка.

Нуржан Сламкулов считает, что основной угрозой для роста рынка лизинга является отсутствие постоянных источников финансирования. В частности, основным фактором, сдерживающим развитие рынка, по его мнению, является отсутствие частных инвесторов. «Ситуация с фондированием остается на сегодняшний день достаточно проблематичной. Нехватка, а порой и отсутствие “длинных” и дешевых денег привело к тому, что сокращается объем нового бизнеса в портфеле», — констатирует г-н Сламкулов.

Андрей Соловьев говорит, что главный сдерживающий фактор для рынка — дороговизна фондирования лизинговых компаний. «Если бы мы имели доступ к более дешевым средствам, то смогли бы предложить клиентам более гибкие условия оплаты или более низкую ставку финансирования, — говорит Андрей Соловьев. — Сегодня все лизинговые компании используют для развития бизнеса преимущественно заемный капитал, который на нашем рынке довольно дорогой».

Есть возможность поискать капитал на внешних рынках, но это также сложный процесс, хотя и не стоит его полностью исключать. АО «Темiрлизинг», например, активно ведет переговоры по привлечению инвестиций как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В 2012 году совместно с одной из крупнейших групп компаний КНР Zhengzhou Youtong Bus Co.Ltd, а также китайской государственной страховой компанией Sinosure компанией была разработана новая программа финансирования, направленная на обновление автобусного парка республики. «Данная программа уже на сегодняшний день успешно реализуется. Получено предварительное одобрение на финансирование лизинговых проектов по дорожно-строительной технике Youtong, — говорит Нуржан Сламкулов. — Таким образом, компания ориентирована на успешное расширение спектра финансирования не только автобусной, но и дорожно-строительной техники и высокотехнологичного оборудования».

«Постепенно на лизинговый рынок возвращаются иностранные кредиторы, но данное направление доступно только для крупных игроков при условии гарантий компаний, — отмечает Бауржан Ережепов. — На данный момент лизинг как инструмент для банков не сильно привлекателен из-за долгосрочности проектов и повышенных рисков. Основные драйверы роста лизингового рынка используют бюджетное фондирование либо возможности материнских компаний».

Внешнее финансирование лизинговых сделок может быть обеспечено также весьма нетрадиционными источниками. Нацбанк в настоящее время разрабатывает законопроект о лизинге, построенном на принципах исламского финансирования. Законопроект должен решить вопросы, связанные с привлечением дополнительных инвестиций из стран арабского мира и стран, где развивается такой вид фондирования. Кроме того, данный документ создается в рамках дальнейшего совершенствования законодательства Республики Казахстан, регулирующего вопросы финансового лизинга, и направлен на привлечение инвестиций на основе лизинговой деятельности. Егор Журавлев среди угроз для роста рынка отмечает также неэффективность судебно-исполнительной системы и правоохранительных органов ввиду высокого уровня коррупции и непрофессионализма. Речь идет о сложностях изъятия предметов лизинга.

Егор Журавлев из практики своей компании отмечает, что если клиент не соглашается возвратить предмет лизинга в добровольном порядке, то судебный процесс может затянуться не на один год. Все это время предмет лизинга находится в распоряжении лизингополучателя и приносит ему доход. При этом пока судебный процесс не дойдет до высшей инстанции, лизинговая компания сталкивается с решениями суда и действиями правоохранительных органов, противоречащими/ игнорирующими законодательство Республики Казахстан.

Это достаточно важная проблема для развития инструмента финансового лизинга, поскольку в существующей ситуации при принятии решения о финансировании того или иного проекта лизинговая компания вынуждена в первую очередь рассматривать финотчетность и историю лизингополучателя и практически игнорировать факт своей собственности на предмет лизинга. На деле при активном противодействии со стороны клиента компания, вполне возможно, будет несколько лет добиваться возврата права владения предметом лизинга, и когда все-таки получит его назад, то его рыночная стоимость будет намного ниже задолженности по договору лизинга, что влечет за собой существенные убытки. В результате процентную ставку приходится повышать и закладывать в нее риски дефолта и мошенничества.

Некоторые участники рынка по-прежнему опасаются, что в среднесрочной перспективе планируемое исключение налоговых льгот для лизинговых компаний снизит привлекательность лизинга.

С 1 января 2012 года перестала действовать законодательная норма по освобождению от НДС операций по передаче имущества в финансовый лизинг. Однако в декабре того же года ее действие продлили до 1 января 2017 года. Данная норма предполагает льготы по НДС для перечня основных средств, производство которых отсутствует на территории страны или не покрывает потребности Казахстана. В наших исследованиях мы отмечали, что отмена данной нормы является преждевременной и может сказаться негативно не только на развитии рынка лизинга, но и в целом на обновлении основных средств предприятиями.

Лизинговые компании часто отмечают, что рынку нужна четкая статистика по лизинговой деятельности. Данные о лизинговых компаниях, которые собирает Агентство по статистике, по мнению участников рынка, не отображают истинной картины лизинговых услуг. В то же время необходимо на постоянной основе анализировать данные об участниках рынка. Каждая компания должна владеть информацией об объеме рынка и занимаемой ей доле на рынке лизинговых услуг.

«Прежде всего нашему рынку не хватает информационной открытости, непосредственно от которой зависит качество маркетингового анализа и далее динамика роста рынка, — объясняет Андрей Соловьев. — Исходя из опыта соседних стран, было бы неплохо создать Ассоциацию лизингодателей Казахстана, которая бы представляла интересы всех участников лизингового рынка — лизинговых компаний, поставщиков, страховых компаний, банков и других в государственных органах, экономических, торговых, общественных и иных организациях».

Однако ответы на вопросы создания отраслевой статистики, ассоциации и регулирования отрасли по-прежнему остаются неоднозначными, и лизинговые компании придерживаются разных точек зрения. Например, ряд лизинговых компаний по-прежнему отказывается принимать участие в нашем исследовании, либо аргументируя это отсутствием необходимости в общеотраслевой статистике, либо боясь раскрывать любые свои финансовые показатели.

Маулен Бурашев отмечает, что также развитие рынка сдерживают в большей степени внешние факторы, связанные с экономическим состоянием мировой экономики в целом и Казахстана в частности.