Отзывы о рейтинговом агентстве
Создание, поддержка и развитие уникальной диалоговой площадки казахстанского бизнес-сообщества и государства - бесспорная заслуга агентства "Эксперт РА Казахстан". Актуальные и содержательные обсуждения ключевых вопросов - это и есть тот открытый обмен мнениями и опытом участников диалога, приводящий ко всеобщему пониманию важности социального партнерства.

ТОО "БИПЭК АВТО Казахстан"

Вернуться к резюме

Системное значение рынка

Одна из причин, по которым люди пользуются «займами до зарплаты», заключается в том, что многие из них в настоящее время не имеют альтернативного доступа к кредитным ресурсам на малые суммы. Например, не имеют возможности получить заем по кредитной карте, не говоря уже о коротком банковском кредите. Это может быть связано с несколькими факторами. В то время как некоторые заемщики могут не знать о вариантах, доступных в традиционных финансовых учреждениях, другие, возможно, не имеют возможности на получение большего кредита в рамках имеющихся банковских требований. Вместе с тем нередки случаи, когда заемщики выбирают «займы до зарплаты» как наиболее быстрый и удобный вариант с хорошим сервисом, который экономит время, а более высокое вознаграждение потребители считают оправданным.

Среди основных целей займов в разных странах мира, как правило, выделяют две группы: покрытие непредвиденных, вынужденных затрат, таких как ремонт автомобиля или медицинские услуги и покупка лекарств, и покрытие ожидаемых обязательных расходов, например счета за коммунальные услуги. Иногда речь идет о людях, которые не имеют сбережений, чтобы покрывать такие прорехи в бюджете, и плохо справляются с необходимостью чрезвычайной экономии, которая может понадобиться, чтобы свести концы с концами. Однако на основе зарубежной практики можно говорить о том, что нередки и случаи, когда заемщики стараются не трогать сбережения или не прибегать к помощи близких, если речь идет о совсем маленькой сумме трат, предпочитая покрыть ее коротким займом. Нам не удалось найти соответствующих исследований, но можно предположить, что обращение к онлайн-кредитору связано с меньшим уровнем стресса и негативного влияния на самооценку заемщика, чем при обращении к родственникам, знакомым, в ломбарды или отделения банков.

Люди с доходами ниже среднего, которые зачастую тратят весь доход на текущее потребление, являются основным целевым рынком для сектора «займов до зарплаты». При этом на практике многие граждане с более высокими доходами также нередко используют этот вид финансирования наряду с другими инструментами. Среди факторов, которые приводят к появлению дефицита семейного бюджета, можно выделить потерю работы или льгот и задержку в получении дохода (например, заработной платы), но также причиной может быть переменный доход и самозанятость, при которой доход может быть непредсказуемым. Таким образом, потребность в коротком займе может возникнуть как по причине неожиданного роста расходов, так и в связи с изменением дохода.

Важным моментом является также то, что в случае отсутствия легального доступа к финансовым ресурсам граждане могут отправиться за ними к нелегальным кредиторам и взять на себя большой риск. При этом получение денег у легальных кредиторов приводит к уменьшению теневого сектора экономики за счет перехода на открытые для надзорных органов цифровые финансовые транзакции.

Существуют две основные группы факторов, которые сегодня создают основу для спроса на онлайн-микрозаймы. Во-первых, это экономические факторы, порождающие финансовую потребность населения, которую не могут удовлетворить классические кредиторы. Во-вторых, меняется культура потребления финансовых услуг в связи с развитием новых технологий. Эти тренды совпали в одной точке и обеспечивают востребованность краткосрочного онлайн-кредитования, создавая условия для дальнейшего роста рынка.

Экономические факторы спроса

Индекс реальных денежных доходов казахстанцев, по данным комитета по статистике, в 2017 году составил 97,5% к предыдущему году, то есть произошло снижение покупательской способности граждан. В 2016 году индекс также демонстрировал спад и составил 97,2% к 2015 году. В 2014 году наблюдался рост реальных денежных доходов, но он был крайне низок – 101,4% к предыдущему году.

Вместе с тем, несмотря на сокращение реальных доходов, расходы населения продолжают расти. После небольшого прироста расходов в 2015 году, на 4%, в 2016 году стало возобновляться увеличение трат – рост составил 9%. В первых трех кварталах 2017 года рост расходов стабильно превышал 10% к аналогичному периоду 2016 года. В первую очередь рост расходов, вероятно, связан с увеличением стоимости жизни. В 2015 году страна столкнулась с крайне высоким уровнем инфляции – 13,6%. В 2016 году наблюдалось ее снижение, но уровень остался высоким – 8,5%, а в 2017 году – 7,1%. В 2015-м на многих рынках наблюдался отложенный спрос в связи со значительным ростом цен, в последующие годы потребители все же вернулись на рынки, приобретая товары и услуги уже по новым ценам.

Диспропорция в падении реальных доходов и росте расходов означает, что граждане финансируют свои расходы либо из сбережений, либо за счет заемных средств и для поддержания уровня жизни имеют потребность в дополнительных финансовых ресурсах.

По итогам выборочного исследования занятости населения в третьем квартале 2017 года комитет по статистике Министерства национальной экономики РК оценил количество самостоятельно занятых работников в 2,18 млн человек – это примерно четверть всей рабочей силы в стране. Показатель мало меняется последние несколько лет.

Вице-министр труда и социальной защиты РК Светлана Жакупова в начале 2018 года отметила, что 940 тыс. казахстанцев получают заработную плату в конвертах – это так называемая категория непродуктивно занятых. Речь идет о частных извозчиках, домработницах и тому подобных – они не только не платят налоги, но также не делают пенсионных взносов или отчислений в фонд страхования.

Можно говорить о том, что в Казахстане существует достаточно большая категория работающих граждан, доход которых может быть неопределенным как по объему, так и по времени получения и которые, соответственно, могут нуждаться в покрытии краткосрочного дефицита семейного бюджета. Ситуация при этом усугубляется не слишком высокими доходами граждан, не способствующими росту сбережений, и продолжающимися инфляционными явлениями в экономике.

Технологические факторы спроса

В Казахстане достаточно молодое население. Индекс старения, который рассчитывается как отношение численности населения в возрасте старше 65 лет к численности населения в возрасте от 0 до 15 лет, в Казахстане составил 25,9 в 2017 году. При этом наблюдается достаточно бурный рост проникновения смартфонов и мобильного интернета. По данным комитета по статистике за 2016 год (более актуальные данные еще не опубликованы), доступ к сети интернет имеют 84,4% домашних хозяйств, из них на долю доступа к сети интернет через мобильное широкополосное соединение приходится 69,2%, в том числе около 60% пользуются интернетом через мобильный телефон.

В декабре 2017 года объем транзакций с использованием платежных карточек казахстанских эмитентов составил 1586,6 млрд тенге и вырос по сравнению с декабрем 2016 года на 39,6%. Количество карточных транзакций за декабрь 2017 года увеличилось по сравнению с декабрем 2016 года на 53,6%. При этом рост количества и сумм безналичных платежей составил 120,5% и 114,5%, а операций по снятию наличных денег – 11,0% и 24,4% соответственно. Очевидно, что сектор безналичных платежей растет гораздо быстрее. Основная доля безналичных платежей в декабре совершена посредством POS-терминалов (55,0% и 45,9% от общего количества и объема безналичных платежей) и интернета (41,5% и 47,1% соответственно).

На 1 января 2018 года, по данным Нацбанка РК, в обращении находится 19,4 млн платежных карточек, а количество держателей составляет 17 млн человек. За год рост составил 23,6% и 19,7% соответственно. Наиболее распространенными при этом являются дебетовые карты – их доля составляет 80%, доля кредитных карт – 16%. Этот кредитный инструмент хоть и набирает популярность, но не слишком быстро.

Количество банкоматов в минувшем году увеличилось на 2%. При этом число POS-терминалов для безналичного расчета увеличилось на 18%.

Очевидно, что в Казахстане, как и во многих странах мира, наблюдается устойчивый тренд на рост цифровых способов потребления финансовых услуг. Цифровая доступность финансовых услуг сегодня считается также важным драйвером роста экономики.

Организация The Global Partnership for Financial Inclusion (GPFI) в 2016 году представила принципы развития финансовой доступности стран группы G201. Как отмечается в документе организации, G20 признает ключевую роль финансовой доступности в помощи развитию инновационной мировой экономики. «В этом десятилетии цифровые финансы уже успешно повысили доступ женщин к финансированию, бедных, молодых, пожилых людей, фермеров, малых и средних предприятий (МСП) и других необслуживаемых сегментов клиентов как в странах G20, так и в странах, не входящих в группу. Успешные бизнес-модели цифровой финансовой доступности и новые подходы к регулированию и надзору возникли во всем мире», – указывается в преамбуле отчета GPFI.

Эти принципы должны заложить основу стратегии развития крупнейших мировых экономик для максимального использования потенциала цифровизации.

Принципы развития цифровой финансовой доступности

  1. Содействовать цифровому подходу к вопросу финансовой доступности.

    Принцип предполагает поддержку на государственном уровне развития цифровых финансовых сервисов как приоритетного пути развития финансовых систем.

  2. Баланс между инновациями и рисками.

    Эксперты предлагают внедрять инновации с включением в этот процесс оценки и управления возникающими новыми рисками.

  3. Обеспечение соответствующей законодательной и регуляторной поддержки развития цифровой финансовой доступности.

    Необходимо обеспечение благоприятных и подходящих нормативных рамок для развития цифровой финансовой доступности с учетом международных норм и стандартов.

  4. Расширение инфраструктуры цифровых финансовых услуг.

    Ставится цель расширить экосистему цифровых финансовых услуг, в том числе инфраструктуру финансовых и информационно-коммуникационных технологий, для безопасного, надежного и недорогого обеспечения цифровыми финансовыми услугами всех географических районов, особенно малообеспеченных сельских районов.

  5. Создание ответственной практики защиты потребителей цифровых финансовых услуг.

    Требуется внедрение комплексного подхода к защите потребителей и их данных, которая фокусируется на специфических аспектах цифровых финансовых услуг.

  6. Укрепление цифровой и финансовой грамотности и осведомленности.

    Принцип предполагает поддержку и оценку программ, которые способствуют развитию финансовой грамотности в свете уникальных характеристик, преимуществ и рисков цифровых финансовых услуг.

  7. Способствование упрощению идентификации клиента сектора цифровых финансовых услуг.

    Необходимо содействовать доступу к цифровым финансовым услугам путем разработки или поощрения разработки систем идентификации и оценки клиентов, чтобы предоставить им продукты и услуги, которые они могут получить, позволить себе и которые учитывают их многочисленные потребности и уровни риска.

  8. Отслеживание прогресса в области развития цифровой финансовой доступности участия.

    Должна работать система отслеживания оценки прогресса. Система должна использовать новые источники цифровых данных и позволять заинтересованным сторонам анализировать и контролировать обеспечение цифровыми финансовыми услугами и спрос на них, а также оценивать влияние задействованных программ и реформ.

Подобные принципы с учетом наличия политической воли на цифровизацию экономики могли бы быть актуальны и для Казахстана. Рост цифровой доступности финансовых ресурсов, которую предлагают финтех-компании, мог бы стать одним из факторов развития и диверсификации экономики.