Отзывы о рейтинговом агентстве
За последнии несколько лет Экономический форум крупного бизнеса "Эксперт-200-Казахстан" стал авторитетной площадкой для конструктивного диалога, на которой обсуждаются наиболее важные аспекты экономического роста РК, налаживаются деловые контакты, а так же укрепляются связи между представителями бизнес - сообщества и государственной власти.

Жақсыбек Дәурен Әділбекұлы,

Председатель Правления АО «Цеснабанк»


Вернуться к резюме

Регулирование отрасли онлайн-кредитования: баланс интересов

Прежде чем рассмотреть перспективы введения регулирования для онлайн-кредиторов в Казахстане, мы решили внимательно рассмотреть аналогичный опыт Великобритании, США и России. Мы сознательно выбрали эти страны с диаметрально противоположными социально-экономическими традициями для того, чтобы с двух разных полюсов взглянуть на возможный вектор развития регулирования в Казахстане. Российский регулятор в определенной степени уже задал тон в подходах к регулированию новых сегментов финансового рынка, в жестких подходах реализуя свой мандат защиты прав потребителей финансовых услуг.

Регулирование микрофинансового сектора в США, Великобритании и России проводится по-разному, однако имеет схожие конечные цели: уход с рынка недобросовестных, неустойчивых кредиторов и развитие здоровой конкуренции, а также ответственное принятие решений со стороны заемщика. В результате «займы до зарплаты» постепенно превращаются в эффективный финансовый инструмент, который заемщики могут использовать среди прочих для решения конкретных задач.

Великобритания

В 2017 году в Великобритании вступили в силу новые правила для онлайн-кредиторов, требующие от них публиковать рекламу как минимум на одном сайте сравнения цен и при этом обязательно делать ссылку на собственный сайт кредитора. По мнению регуляторов, это упростит клиентам сравнение кредиторов и сделает для них более понятной стоимость займов. Кроме того, новым игрокам на рынке будет проще конкурировать по цене со старожилами, что, очевидно, тоже может приводить к общему снижению процентных ставок.

Это лишь дополнение к той работе по борьбе с высокими ставками онлайн-займов, которая проводится в стране регулятором – Financial Conduct Authority (FCA, Управление по финансовому поведению). Заемщики уже платят по ставке не более 0,8% суммы займа в день и не более 100% в общем сверх суммы займа, включая все штрафы и пени за просрочку. Это значит, что кредитор никогда не будет возвращать сумму займа больше чем в двукратном размере. Органичен и максимальный штраф за несвоевременную выплату – он не может быть больше 15 фунтов. Эти ограничения появились в 2014-2015 годах.

Ассоциация потребительского кредитования, которая представляет кредиторов, отмечает, что ограничение цены уже привело к тому, что на 600 тыс. потребителей меньше получили доступ к кредитам. А количество одобренных с 2013 года кредитов сократилось на 42%. При введении указанных ограничений FCA понимало, что это приведет к уменьшению числа заемщиков. Кредиторы должны были стать более осмотрительными в отношении того, кому они выдают займы, поскольку покрыть неплательщиков стало сложнее, а для некоторых компаний новые правила вообще означали уход из бизнеса. Уровень процентных ставок по займам до зарплаты определен отчасти тем, что у кредиторов велик процент неплатежей. Однако регулятор рассудил, что речь идет о заемщиках, для которых выплаты по займам все равно были слишком сложными, и их вообще лучше оградить от таких финансовых ресурсов.

Кроме того, в 2014 году британские регуляторы позаботились о том, чтобы кредиты предоставлялись только заемщикам, которые могут себе это позволить, и о том, чтобы повысить осведомленность заемщиков о расходах и рисках заимствования, а также о способах получения помощи, если у них возникнут финансовые трудности, в частности ограничили возможности по переносу выплаты по займу на следующий месяц. Раньше можно было без особых усилий, но за дополнительную плату при невозможности сделать выплату по займу (речь идет об онлайн-займах, которые выдаются, как правило, меньше чем на месяц) перенести платеж на следующий месяц. И короткий маленький заем мог превратиться в довольно длинный и большой. Теперь отложить выплату можно не более двух раз. Саму опцию сохранили, поскольку у кого-то из заемщиков действительно могут возникнуть чрезвычайные обстоятельства, не позволяющие сделать выплату.

Большинство кредиторов используют CPA (Continuous Payment Authority) для сбора платежа у должников – это списание со счета должника нужной суммы без одобрения со стороны последнего. Регуляторы в 2014 году заметно ограничили использование этого инструмента. Ограничено количество попыток на списание средств. Если кредитор не смог снять деньги дважды со счета должника, он больше не может пытаться. Ограничены и суммы. Кредитор теперь не может снять деньги, если их недостаточно для полного покрытия займа, то есть он не может забирать оплату частями. CPA по-прежнему важный инструмент для взыскания долгов с неплательщиков, но FCA постаралось сделать так, чтобы эти списания не приводили к полному дефолту заемщика.

Кредиторов также обязали делать очень прозрачным и четким сообщение о том, что превышение срока платежа может стоить заемщику серьезных дополнительных издержек. Кредиторы должны предоставить вам информацию и о том, как получить бесплатный совет по долгам, прежде чем рефинансировать или продлить кредит. Советы, в свою очередь, будет предоставлять непосредственно FCA в виде информационного листка.

США

В США регулирование сектора «займов до зарплаты» отличается от штата к штату. Чтобы предотвратить ростовщичество (необоснованные и чрезмерные процентные ставки), некоторые юрисдикции ограничивают годовую процентную ставку (APR, или Annual Percentage Rate), которую может взимать любой кредитор, в том числе по займам PDL. В некоторых юрисдикциях полностью запрещены такие займы, а у некоторых, напротив, очень мало ограничений для кредиторов из этого сектора. В тех штатах, где «займы до зарплаты» разрешены, ставки составляют в среднем 600% годовых (или менее 2% в день).

Займы до зарплаты законны в 27 штатах, в девяти действуют ограничения, а в 14, а также в округе Колумбия они запрещены. Регулирование и ограничения часто связаны с несколькими основными факторами: большое число банкротств среди тех, кто пользуется этими займами из-за завышенных процентных ставок, наличие практики незаконного взыскания долгов и опция по откладыванию платежа по займу, которая приводит к чрезмерному разрастанию долговой нагрузки на заемщика.

На федеральном уровне защита прав заемщиков передана в Consumer Financial Protection Bureau (Бюро по финансовой защите потребителей, CFPB). CFPB в минувшем году способствовало появлению новых правил для работы кредиторов до зарплаты в США, которые вступят в силу в 2019 году. Защитники потребителя говорят, что правила помогут малообеспеченным людям и семьям не оказаться в ловушке бесконечных циклов долга.

Представители отрасли отмечают, что «кредиты до зарплаты» предоставляют возможности людям, столкнувшимся с неожиданными расходами в связи с чрезвычайной ситуацией, справиться со сложными обстоятельствами, а новые правила могут серьезно подорвать эту работу.

Новые правила обязывают кредиторов осуществлять дополнительную проверку заемщиков. Кредиторам необходимо будет проверить доход заемщика, расходы на проживание и основные финансовые обязательства (например, ипотечный или автомобильный платеж). В большинстве случаев это означает получение кредитного отчета. При этом есть специальные правила для кредитов ниже 500 долларов: заемщики, которые берут небольшие займы, не обязаны проходить полную проверку, но они должны заплатить не менее одной трети своего займа, прежде чем смогут взять новый кредит. Частым заемщикам и заемщикам с задолженностью также может быть отказано в повторном заимствовании.

Если заемщик в очень короткий срок берет три займа подряд, его отрежут от выдачи кредитов на срок до 30 дней. А если он не может доказать свою платежеспособность, то ему перестанут выдавать новые кредиты уже после первого займа, до тех пор пока он не рассчитается по имеющимся долгам.

Эти правила связаны с тем, что некоторые заемщики постоянно обращаются за новым кредитом, а также склонны рефинансировать старые займы, таким образом постоянно оставаясь в долгах. Фактически они берут на себя финансовое бремя, которое изначально не могли осилить, и их дохода никогда не хватает для расчета.

Кредиторы также ограничены в возможностях списания средств со счетов должников. Они не могут пытаться провести эту операцию более чем дважды.

Некоторые штаты также на местном уровне ограничивают возможности отсрочки платежа по кредитам на следующий месяц. Заемщик в этом случае не может получить отсрочку больше чем, например, четыре раза, а в некоторых штатах перенос займа на следующий месяц вообще запрещен.

Россия

2018 год в России обещает заметные изменения на рынке. Во многом они связаны с ужесточением требований к МФО со стороны Центробанка. Поправки в нормативы, вступившие в силу в текущем году, обязывают МФО создавать резервы в размере 50% по долгам с просрочкой от одного дня и 100% по задолженности с просроченными платежами продолжительностью более 90 дней. Необходимость формирования дополнительных резервов приводит к уменьшению доходов кредиторов и дополнительному давлению на капитал. ЦБ считает, что это также приведет к ужесточению требований к заемщикам. Российские регуляторы, так же как и их коллеги в других странах, похоже, придерживаются мнения, что не все заемщики, пользующиеся «займами до зарплаты», на самом деле могут себе это позволить, а во-вторых, не все понимают риски этого инструмента. В свою очередь, неплатежи приводят к высоким ставкам кредиторов на займы.

Еще одной сложностью становится введение новых требований к риск-менеджменту со стороны СРО (саморегулируемых организаций). Это заставит многих участников рынка вложить средства в развитие своих систем управления рисками, что опять означает расходы и потребность в дополнительном капитале от акционеров.

Эти изменения, по прогнозам аналитиков, могут привести к уходу с рынка до трети микрофинансовых организаций. И «кредиты до зарплаты» в первую очередь попадают в зону риска. Вместе с тем, похоже, крупные игроки не особо опасаются нововведений. Они уже имеют неплохую систему управления рисками и создают близкие к нормативам резервы, так что новые меры затронут в первую очередь слабых и неустойчивых игроков. Кроме того, ожидается, что значительно усилится конкуренция в секторе онлайн-кредитования, куда перейдет часть игроков.

Регулирование, направленное на повышение финансовой устойчивости микрофинансовых организаций, приводит к росту инвестиционной привлекательности сектора в среднесрочной перспективе и к повышению его прозрачности.

Ранее в России также был введен ряд новых правил по выдаче микрокредитов. Так, сумма долга по кредиту (включая проценты и прочие платежи) не может превышать размер взятого займа больше чем в четыре раза. Если человек взял в долг 1 тыс. рублей, то вне зависимости от сроков и прочих условий он заплатит максимум 4 тыс. рублей. Кроме того, заемщик не может получить более десять краткосрочных займов в течение одного года. А договор займа нельзя продлевать более семи раз. Также запрещается выдавать новый заем до полного погашения предыдущего.

В феврале текущего года было объявлено о том, что Центробанк разрабатывает новый пакет ограничений для сектора PDL-займов, который, однако, еще не утвержден и может меняться. В частности, регулятор предлагает требовать от микрофинансовых организаций ограничить размер PDL-займа 10 тыс. рублей, а срок кредита – 15 днями. При этом может быть введен запрет на продление займа или последующее увеличение его суммы. Максимальная сумма переплаты по PDL-займу может быть ограничена 3 тыс. рублей, включая все штрафы. Сегодня займы выдаются на сумму до 45 тыс. рублей и на срок до двух месяцев. Максимальную дневную процентную ставку планируется снизить до 1,5%, а к середине 2019 года – до 1%. Текущее ограничение по начислению процентов – до трехкратного размера суммы займа – планируется в 2019 году уменьшить до двукратного размера основного долга, а в 2020 году – до полуторакратного.

Регулирование в Казахстане

Осенью 2017 года Базельский комитет по банковскому надзору выпустил консультативный документ о последствиях развития финтеха для банков и регуляторов1. Комитет, в частности, рекомендует надзорным органам адаптировать свой инструментарий к новой среде цифровых финансов и поддерживать актуальность существующей регуляторной среды для использования инновационных бизнес-моделей, а также содействовать развитию инноваций в финтех-сфере.

Одно из наблюдений, которые сделали эксперты в ходе своего исследования: «Общая цель юрисдикций заключается в том, чтобы найти правильный баланс между защитой финансовой стабильности и защитой потребителей, оставляя место для инноваций. Некоторые агентства внедрили подходы к улучшению взаимодействия с инновационными финансовыми игроками и содействию инновационным технологиям и бизнес-моделям в сфере финансовых услуг (например, инновационные хабы, акселераторы, регуляторные песочницы и другие формы взаимодействия) с некоторыми различиями». Базельский комитет рекомендует надзорным органам рассмотреть вопрос целесообразности применения аналогичных практик.

Популярность онлайн-кредитования растет, и зарубежный опыт показывает, что этот финансовый инструмент может играть важную роль на рынке в рамках своей ниши. При этом в развитых странах нередко регулирование вводилось, когда на рынке уже были очевидны проблемы и недобросовестное поведение кредиторов. В Казахстане для всех участников процесса, чтобы избежать возможного негативного опыта, было бы удобнее уже сейчас установить определенные регуляторные рамки.

В первую очередь регулирование рынка необходимо для того, чтобы обеспечить надлежащую защиту потребителей. Во-вторых, чтобы обеспечить управление специфическими рисками, присущими новым цифровым финансовым продуктам. Отсутствие прямого регулирования сектора онлайн-кредитования не только вселяет неуверенность в потребителя и создает для него риски, но и неудобно для самих участников рынка, которым сложно прогнозировать свое будущее. Привлечение инвестиций, в том числе для того, чтобы больше вкладывать в инфраструктуру и новые технологические решения (например, системы скоринга, биометрию, IT-платформы и прочее), ограничено отчасти и регуляторной неопределенностью. Эта неопределенность сдерживает дальнейшую масштабируемость бизнеса. Поэтому участники рынка поддерживают появление регулирования сектора, что для них означает управление рисками.

«Лучше установить правила игры на начальном этапе развития рынка. Это необходимо, чтобы не дать возможность испортить его недобросовестным кредиторам, – говорит Ерлан Смайлов, исполнительный директор ОЮЛ «Казахстанская ассоциация «ФинТех». – Все компании, заходящие на этот рынок, должны видеть, в каких рамках он функционирует. Они должны знать, что есть приоритет защиты потребителя, есть приоритет защиты инвестора, приоритет добросовестной конкуренции, приоритет применения правильных методологий и тому подобное. Это необходимо, чтобы минимизировать «болезни» роста как для самой отрасли, так и для государства и населения. В секторе может быть саморегулирование, может быть облегченное государственное регулирование или регулирование в рамках «регуляторной песочницы» при Нацбанке, но какие-то рамки и стандарты должны существовать».

Рынок онлайн-кредитования быстро растет и привлекает все больше игроков. Однако появление недобросовестных участников, рассчитывающих на короткий заработок и применяющих неэтичные практики ведения бизнеса, может привести к недовольству потребителей, ухудшению репутации этого вида финансирования и острой ответной реакции регулятора. Все стороны заинтересованы в том, чтобы избежать негативного опыта.

При этом Казахстанская ассоциация «ФинТех» считает, что регулирование должно выстраиваться с учетом специфики этого финансового инструмента и в ходе взаимодействия с участниками рынка.

Важным аспектом регулирования финтех-отраслей является то, что они имеют свою специфику, не позволяющую применять к ним общие методологии оценки и контроля, например те, что действуют для банков. Здесь требуется индивидуальный подход с учетом особенностей рынка.

Так, для оценки качества портфеля компаний онлайн-кредитования не подходит банковский индикатор NPL. Возможно, здесь бы лучше подошел показатель дефолта первого платежа (FPD), поскольку такие займы и содержат всего один платеж, а их срок меньше месяца, что затрудняет фиксацию портфеля на определенную отчетную дату.

Важным вопросом являются измерение процентных ставок по займам и их ограничение. Сумма и срок займа делают некорректным измерение оплаты по кредиту годовыми процентными ставками, как это принято, например, в банковской сфере. Поэтому в мировой регуляторной практике обычно ограничиваются на каком-то компромиссном уровне дневная процентная ставка и общая переплата по кредиту. Именно эти показатели отражают стоимость данной категории займов.

Сценарии регулирования отрасли в Казахстане

Первый сценарий. Введение жесткого регулирования

При введении излишне жесткого регулирования и наложении неподъемных ограничений на работу компаний онлайн-кредитования (например, ограничение ставки по займу в размере 100% годовых и менее) многие игроки, вероятно, будут вынуждены уйти с рынка, и этот финансовый инструмент может прекратить развитие в Казахстане. Сектор станет непривлекательным для инвестиций.

Это не только дестимулирует развитие финтех-инициатив в Казахстане и снизит инвестиционную привлекательность финансовой отрасли, но и может привести к тому, что неудовлетворенный спрос на финансовые ресурсы будет перенаправлен в теневой сектор экономики, где потребители останутся без защиты от агрессивных кредиторских практик. При этом показатели финансовой доступности в Казахстане, в особенности цифровой, будут оставаться на невысоком уровне, становясь барьером в развитии экономики. Это также ставит казахстанский финтех-бизнес в изначально проигрышное положение относительно конкурентов из ЕАЭС.

Второй сценарий. «Регуляторная песочница»

Один из возможных способов разработки норм регулирования для онлайн-кредитования – так называемая регуляторная песочница. Сейчас Нацбанком РК разрабатывается соответствующее законодательство.

В 2017 году Deloitte представила свое исследование крупнейших финтех-хабов2. Эксперты, в частности, отметили, что в восьми регионах, развивающих финтех-отрасль, уже функционируют «регуляторные песочницы» (либо аналогичные инициативы), в том числе в Великобритании, Канаде, Нидерландах, Абу-Даби и Сингапуре. Еще восемь стран взяли на себя обязательства по внедрению этого регуляторного инструмента, в том числе США, Россия, Швейцария и Гонконг.

«Песочница» дает возможность участникам финансового рынка и нефинансовым организациям функционировать определенный срок в особом правовом режиме. В рамках режима компании будут осуществлять тестирование новых продуктов и услуг при соблюдении оговоренных с регулятором ограничений (по числу клиентов, объему операций и тому подобному), но при этом освобождаются от исполнения всех или некоторых регуляторных требований (по наличию лицензии, пруденциальным нормативам и проч.). Поскольку «песочница» функционирует под контролем регулятора, он будет обладать всей необходимой информацией по новому продукту или услуге и, соответственно, получать возможность выработать адекватные подходы к регулированию.

«Ключевой риск для финтех-организаций в том, что они создают продукт, который, возможно, опережает законодательство, – рассказывает Ерлан Смайлов. – Новые продукты могут быть не предусмотрены в правовом поле, и предприниматель несет определенный регуляторный риск, делая свои инвестиции. Например, онлайн-кредитование не предполагает использование бумажных документов, оформление которых сейчас требуется по законодательству. «Песочница» позволила бы и регулятору, и участникам рынка отработать различные аспекты правового регулирования новых технологических продуктов. Государство может в контролируемой среде увидеть новые цифровые финансовые услуги, оценить их и принять решение о том, стоит ли масштабировать эти продукты за пределы «песочницы», и если да, то как их лучше регулировать. В свою очередь, это улучшает инвестиционный климат, создает стимулы для предпринимателей и повышает возможность цифровизации экономики и ее качественной перестройки. Потребителю это дает новые быстрые качественные сервисы».

Третий сценарий. Саморегулирование

Еще один вид регулирования, который может быть применен, предполагает создание на рынке саморегулируемой организации. Подобный подход сейчас используется в России. Центробанк России в прошлом году разработал совместно с саморегулируемой организацией (то есть с участниками рынка) «Базовый стандарт», создающий определенные рамки для работы микрофинансовых организаций и направленный на защиту потребителей. Затем этот стандарт передан СРО, которая должна следить за тем, чтобы микрофинансовые организации его исполняли. Помимо этого СРО накладывает дополнительные ограничения и разрабатывает правила для микрофинансовых организаций с целью повышения качества их работы, в том числе в области социальной ответственности бизнеса и в отношении устойчивости развития.

Плюс такого подхода в том числе в том, что центральному регулятору не надо тратить ресурсы на надзор за не самым большим рынком, не несущим системных рисков, при этом он может быть уверен, что необходимые для защиты рамки функционирования рынка заданы. За рубежом такой подход применяется и на других небольших финансовых рынках, например лизинговом.

Частично этот подход в Казахстане уже реализуется. 15 компаний, на которые приходится примерно 90% рынка, объединились в ОЮЛ «Казахстанская ассоциация «ФинТех», осуществляющее саморегулирование отрасли путем установления стандартов работы для своих участников. Так, в частности, защита прав потребителей осуществляется на основе принятых ассоциацией «Отраслевых стандартов рынка онлайн-кредитования» и «Отраслевых стандартов досудебной работы по взысканию». В ассоциации также действует служба защиты прав потребителей.

«Казахстанская ассоциация «ФинТех» уже накладывает на своих участников – компании онлайн-кредитования – ряд ограничений. Например, компании не могут взимать с должника, даже с учетом всех просрочек, сумму, превышающую более чем в 3,5 раза объем основного тела долга. Если заемщик взял в кредит 10 тыс. тенге, конечная сумма его задолженности не превысит 35 тыс. тенге независимо от срока просрочки. Сам по себе максимум – в 3,5 раза – трудно уменьшить ввиду экономики продукта, и в целом он соответствует аналогичным ограничениям регуляторов в зарубежной практике. Компании ввели также для себя ограничения в области взыскания долгов, аналогичные тем, что приняты в законе о коллекторской деятельности. Развиваются методологические стандарты. Например, сейчас члены ассоциации обсуждают, как лучше измерять уровень просрочек портфеля.

Ассоциация ограничивает участников максимальной процентной ставкой по займу 2% в день. Это близко к тем нормативам, которые применяются в развитых странах, и учитывает экономику продукта. Такая ставка и обеспечивает адекватный уровень долговой нагрузки на клиента и делает бизнес-модель онлайн-кредитования жизнеспособной.

Таблица 5. Финансовый результат компании онлайн-кредитования при различных процентных ставках

Показатель 56% годовых, или 0,15% в день 100% годовых, или 0,27% в день 2% в день
Средняя сумма займа, тыс. тг 42 42 42
Средний срок пользования займом, дней 23 23 23
Средняя ставка, % в день 0,15 0,27 2,00
Средний доход, тг 1 449 2 608 19 320
Расходы на одну сделку, тг 6 900 6 900 6 900
Стоимость транзакций (выплата – 2%, погашение – 3%), тг 2 143 2 178 2 680
Норма резервирования (15%), тг 6 300 6 300 6 300
Прибыль / убыток на одну сделку, тг -13 894 -10 592 3 440
Доходность на один заем, % -0,33 -0,25 0,08

Источник: Казахстанская ассоциация «ФинТех»

Такая работа по саморегулированию могла бы быть продолжена при взаимодействии с Нацбанком.

Если не регулирование, то вероятным представляется вариант внесения в Гражданский кодекс РК пункта об ограничении максимальной переплаты к сумме займа. Именно в этом направлении находится видение регулятора. Организованный рынок и сейчас в рамках саморегулирования работает по этому принципу. Члены ассоциации предлагают ввести ограничение по принципу переплаты, не превышающей 100% суммы основного обязательства, включая вознаграждение, неустойку и иные расходы по займу. Международный опыт демонстрирует именно такой подход к рынкам онлайн-микрозаймов.

Таким образом будут защищены интересы заемщиков и рынка, а компании смогут работать и далее развивать цифровые финансовые услуги в стране.