Отзывы о рейтинговом агентстве
Мы глубоко признательны вам за вклад вашей организации в развитие образования в Республики Казахстан  и поддержку наших инициатив, направленных на повышение статуса казахстанского образования как на республиканском, так и на мировом уровне

Кожахметов Асылбек Базарбаевич,

Президент Almaty Managment University


Вернуться к резюме

Регулирование онлайн-микрозаймов: нужен ли рынку на данном этапе контроль регулятора?

В настоящее время рынок онлайн-кредитования не регулируется, но работает полностью в правовом поле. Законодательной основой служит Гражданский кодекс и ряд других законов Республики Казахстан. Регулирование как таковое отсутствует, а деятельность компаний не лицензируется. Вопрос регулирования, безусловно, является одним из ключевых для участников рынка. Среди участников рынка есть понимание, что рано или поздно государство перейдет к регулированию.

В этом плане интересен опыт Российской Федерации. Там к вопросу регулирования онлайн-кредитования подошли  достаточно  взвешенно. Центральный банк России регулирует сектор, устанавливая дневную ставку в размере среднеквартальной по рынку +\- 20%. Таким образом, дневная ставка по онлайн-займам устанавливается в пределах от 1,6% до 2,4% в день или свыше 800% годовых, но надо понимать, что это фантомная годовая ставка – вести расчет в годовой ставке для краткосрочных онлайн-займов некорректно.

Необходимость регулирования данного сектора финансовых услуг, но на этапе динамичного роста, в особом режиме, обозначила глава российского регулятора. По словам Эльвиры Набиуллиной, председателя Центрального банка РФ, - «необходимо менять идеологию регулирования, которое должно быть пропорционально рискам: пока финансовые технологии не так масштабны, мы не должны передавить своим регулированием то, что не несет еще системных рисков. Мы должны дать возможность развиваться новым технологиям».

Именно такого принципа «регуляторной песочницы» для финтех-рынков придерживаются в Северной Америке, Европе, в странах Юго-Восточной Азии. Такой подход позволяет сектору наработать практику, опробовать новые сервисы, технологии и остановиться на наиболее конкурентоспособных и ориентированных на клиентов. В этот период либерального по отношению к компаниям регулирования, жестких ограничительных санкций со стороны государственного регулятора не применяется. В результате государство и финансовый сектор получает цивилизованный финансово-технологичный рынок, а потребители – инклюзивную финансовую доступность. 

Возвращаясь к казахстанским реалиям, стоит отметить, что в начале 2016 года была создана Ассоциация финтех-организаций, которая взяла на себя функции координации развития отрасли в отсутствие регулирования рынка онлайн-микрокредитования. Приоритетом Ассоциации являются институционализация и развитие цивилизованного рынка онлайн-кредитования, ориентированного на защиту интересов заемщиков, инвесторов и финансового сектора в целом. В перспективе Ассоциация по российскому аналогу видит себя в качестве саморегулируемой организации, самостоятельно осуществляющей регуляторные функции.

В Казахстане рынок онлайн-кредитования в силу своего очень маленького размера системных рисков пока не несет, и в ближайшей  перспективе введение регулирования экономического смысла не имеет - цена регулирования будет несопоставимо высока по сравнению с объемами рынка.  Но по словам Ерлана Смайлова, исполнительного директора ОЮЛ «Казахстанская Ассоциация Финтех», в долгосрочной перспективе, с развитием рынка, адекватное регулирование финтех-секторов обеспечит фундамент для качественного роста всего финансового сектора страны. «Финтех-пионеры нарабатывают опыт, практики и технологии, которые станут основой конкурентоспособности для банков, инвестиционных и страховых компаний, платежных систем и т.д., – поясняет он. – На рынок выходят новые бизнес-модели, которые не всегда вписываются в рамки действующих норм, правил и законов. Но это не проблема бизнес-моделей, это вопрос эволюционного изменения норм, правил и законодательства. Вся история развития человечества это подтверждает.».

Опрошенные «Эксперт РА Казахстан» представители компаний оценивают возможное введение государственного регулирования позитивно: регулируемый рынок снижает шансы на то, что на него попадут недобросовестные компании, барьеры создают конкуренцию. Однако подход к регулированию, по их мнению, должен отличаться от общепринятого в банковском секторе.

«Нельзя нас ставить на один уровень с БВУ и МФО и ставить ограничение эффективной ставки на уровне 56% годовых, в данном вопросе и МФО нельзя было ограничивать как банки. Так как совсем разные клиенты, стоимость фондирования, больше рисков, и так далее, – считает Индира Кенесарина. – Запретить деятельность тоже нельзя, так как для многих заемщиков это единственный источник, который дает возможность не занимать деньги у друзей и родственников до следующей зарплаты. Возможно, необходимо регулирование вознаграждения по займам, в дальнейшей перспективе этот момент может сыграть хорошую роль в репутационных портфелях компаний».

«В какой-то степени мы несем социальную функцию – позволяем клиенту иметь доступ к деньгам в случае затруднения. Должен быть взвешенный подход к регулированию, например, раскрытие информации о переплатах, чтобы скрытые переплаты показывались клиенту; раскрытие информации о процентах – клиент должен понимать, зачем он берет деньги и что в итоге возвращает. Должно быть раскрытие требований по работе с клиентом в части персонализации информации: не передавать третьим лицам, не использовать не по назначению, хранить в строго защищенных местах и другие», – отмечают представители одной из компаний.