Отзывы о рейтинговом агентстве
Создание площадок, с привлечением отраслевых профессионалов, для обсуждения острых деловых и социальных вопросов в обществе, которые касаются как бизнеса, так и каждого гражданина в отдельности, это титаническая работа, которую Вы смогли успешно выполнить совместно с Вашей командой сотрудников.

Лаврентьев Андрей Сергеевич, 
Президент Группы Автомобильных Компаний «Allur Group»


Вернуться к резюме

Приложение: Как и зачем раскрывать информацию в сфере ESG

Вопросы к бизнесу, относящиеся к сфере устойчивого развития, все чаще появляются и у регуляторов по всему миру и у инвесторов. В частности, компании оцениваются по критериям ESG (environmental, social and governance), т.е. оценивается как компания работает над защитой окружающей среды, как она управляет отношениями с сотрудниками, поставщиками, клиентами и сообществами, где она работает (социальная сфера), и ее корпоративное управление. И от этой оценки зависит готовность инвесторов вкладывать капитал в компанию.

Russell Investments в 2018 году опубликовал результаты опросы 299 компаний, управляющих активами. Опрос показал быстрый рост осведомленности управляющих о факторах ESG и широкой готовности менеджеров включить ESG факторы в их инвестиционные процессы при оценке потенциальных инвестиций. При этом для 35% фирм основная мотивация изначально интегрировать ESG в свой инвестиционный процесс была связана с ответом на спрос клиентов, таких же ответственных инвесторов. 28% фирм были мотивированы верой в то, что таким образом смогут обеспечить большую доходность на риск.

Если раньше внедрение принципов ESG в свою работу был чем-то выдающимся для бизнеса, то сегодня это все больше считается стандартной практикой. Компании, которые ведут деятельность в области устойчивого развития, и должным образом раскрывают информацию о ней, могут рассчитывать в том числе на больший доступ к рынкам капитала.

Одним из сдерживающих факторов развития ESG инвестиций как раз является недостаточно качественное раскрытие информации в этой области со стороны бизнеса. Инвесторам порой приходится вести оценку по ESG критериям, используя разрозненные источники информации, что в итоге приводит к не самой качественной базе данных. Разные компании в разных регионах мира могу раскрывать ESG информацию в разных форматах, или не раскрывать ее совсем. Навести порядок в этом зоопарке пытаются международные организации –такие как Глобальная инициатива по отчетности (GRI), которая действует больше в Европе, или Американский Совет по стандартам отчетности устойчивого развития (SASB). Такие организации выпускают стандарты подготовки отчетности в области устойчивого развития, которые призваны стать универсальным форматом раскрытия этой информации по всему миру.

Проблема с международными стандартами в области устойчивого развития заключается в том, что регуляторы не спешат делать их обязательными. К тому же, даже в тех случаях, когда компания готовит отчет по этим стандартам, документ редко проходит внешнее заверение, которое могло бы подтвердить корректность данных, как это делается с финансовой отчетностью. 

Однако, раскрытие ESG информации все же становится с каждым годом все лучше. Где-то этот процесс движется рыночными стимулами, где-то сознательностью компаний, а где-то регуляторами. Например, в Евросоюзе действует специальная директива, принуждающая крупные компании, представляющие интерес для общества, раскрывать ежегодно большой перечень нефинансовой информации. Среди биржевых регуляторов по всему миру получает распространение инициатива Организации Объединенных Наций "Устойчивые фондовые биржи" (Инициатива UN SSE), в рамках которой от листинговых компаний требуют подготовки ESG-отчетности. Казахстанская фондовая биржа также присоединилась к этой инициативе.

Устойчивое развитие неразрывно связано с понятием существенности. Компания, которая пытается охватить все аспекты экономической, социальной, и экологической сфер обычно не слишком преуспевает. Мозаффар Хан, Джордж Серафейм и Аарон Юн в 2015 году опубликовали исследование, которое показало, что хорошие результаты деятельности по существенным аспектам устойчивого развития обеспечивают большую доходность для акционеров, по сравнению с компаниями, имеющими низкую результативность по существенным аспектам. При этом компании, имеющие высокий рейтинг за работу по несущественным темам, ничем не лучше в плане доходности тех, кто имеет низкий рейтинг за эту работу.

Определить какие аспекты устойчивого развития являются существенными, а какие нет, можно во-первых анализируя уровень своего воздействия на те или иные сферы окружающей среды, а во-вторых через диалог с заинтересованными сторонами. Понимание того, какие у тебя ключевые стейкхолдеры, и каковы их ожидания от компании – ключ к эффективной работе в области устойчивого развития и к качественному раскрытию информации.