Отзывы о рейтинговом агентстве
Мы глубоко признательны вам за вклад вашей организации в развитие образования в Республики Казахстан  и поддержку наших инициатив, направленных на повышение статуса казахстанского образования как на республиканском, так и на мировом уровне

Кожахметов Асылбек Базарбаевич,

Президент Almaty Managment University

Вернуться к резюме

Фактор доверия

Доверие – это капитал, который часто недооценивается. Обеспечение доверительных отношений может способствовать росту продуктивности отношений с партнерами, выгодным условиям от поставщиков, росту лояльности клиентов, мотивации сотрудников и повышению эффективности бизнеса, а также больший доступ к капиталу  - все это приводит к повышению долгосрочной устойчивости бизнеса. После кризиса 2007 года доверие стало ценным ресурсом в корпоративной среде, и постоянно находится в дефиците.

Важный фактор завоевания доверия – прозрачность бизнеса. Чем больше стейкхолдеры знают о компании, тем больше она кажется заслуживающей доверия. Но это также является фактором снижения рисков для заинтересованных сторон. Если ваш партнер не получает информации о каком-то из аспектов вашей деятельности, например, в области корпоративного управления, то он вполне вероятно будет рассматривать эту область как проблемную, и исходить из того, что в деятельности его контрагента существуют риски, которые он готов или не готов принять. Это также фактор снижения рисков и для самой организации, поскольку нередко при раскрытии информации, она сама, или посредством обратной связи, обнаруживает уязвимости, которые нужно устранить для обеспечения долгосрочной стабильности.

Качественное раскрытие информации – это с одной стороны обязательство для казахстанских компаний, которые хотят преуспеть на зарубежных рынках капитала, а с другой - важный инструмент получения «социальной лицензии» на ведение бизнеса – спрос на такую «лицензию» растет по всему миру, и становится все более актуальным и в Казахстане.  

В рамках исследования прозрачности казахстанского бизнеса Рейтинговое агентство «Эксперт РА Казахстан», при партнерстве Газеты «Курсив», изучили качество раскрытия информации крупнейших компаний публичного интереса, и оценили на каком уровне раскрываются те или иные аспекты деятельности, в сравнении с международными трендами, стандартами, и бенчмарками.

Средний уровень раскрытия информации по 100 оцененным крупнейшим казахстанским компаниям довольно низок – средняя оценка сложилась на уровне 4,04 по 10-бальной шкале. При этом существуют явные лидеры, которые приближаются к международным стандартам по уровню прозрачности.  Средняя оценка ТОП-10 рейтинга составила 7,73 балла.

Наиболее низкие оценки в среднем получило раскрытие информации о корпоративном управлении и об устойчивом развитии. В отношении раскрытия информации по вопросам корпоративного управления даже у лидеров рейтинга часто наблюдаются серьезные недостатки. При этом компании зачастую довольно неплохо справляются с раскрытием общей информации о компании, ее структуре и ее целях, публикуют отчетность, многие поддерживают в актуальном состоянии корпоративный сайт.

Одна из основных обязанностей руководства компании в рамках обеспечения прозрачности бизнеса –качественное раскрытие информации о финансовых и операционных результатах деятельности организации для ее акционеров и других заинтересованных сторон.

Действия казахстанских регуляторов способствовали значительному расширению перечня компаний, которые больше не имеют возможности скрывать свою финансовую отчетность (хотя много еще и тех, кто такую возможность имеет). В раскрытии нефинансовой информации, на наш взгляд, все обстоит гораздо сложнее, и у казахстанского корпоративного сектора, как и у казахстанских регуляторов, здесь гораздо меньше оснований для гордости.

Финансовая информация позволяет судить о прошлом организации, в то время как информация о корпоративном управлении и устойчивом развитии дает возможность оценить ее дальнейшие перспективы – и это как раз наиболее проблемные области для казахстанского бизнеса.