Отзывы о рейтинговом агентстве
Форум «Эксперт-100-Казахстан» действительно стал яркой и открытой площадкой для обмена мнениями между государством и бизнесом, четко обозначив наиболее важные вопросы развития казахстанской экономики.

Шаяхметова Умут Болатхановна, 
Председатель Правления АО «Народный Банк Казахстана»

Вернуться к резюме

Как говорить про корпоративное управление?

Недостаточное раскрытие информации в области корпоративного управления может скрывать риски неэффективного менеджмента и неэтичных или противозаконных практик. Даже если корпоративное управление в компании находится на должном уровне, слабое обеспечение прозрачности может создавать впечатление, что компания пытается скрыть свои изъяны.

Большинство рассматриваемых компаний готовы представить состав топ-менеджмента - у 66% компаний мы смогли найти эту информацию. Однако почти никто не описывает должным образом роль органов управления в системе принятия решения. В годовых отчетах компаний из списка FTSE-100, которые использовались для сравнения, как правило, можно найти достаточно четкое пояснение к тому, какая задача стоит перед советом директоров и какую роль исполняют отдельные его члены, такие как независимые директора или исполнительный директор. Казахстанские компании зачастую ограничиваются сухой выжимкой из корпоративных положений о совете директоров, если вообще уделяют внимание этому вопросу. 

Отдельно стоит упомянуть и то, что казахстанские компании очень мало внимания уделяют независимым директорам, и редко рассказывают, как была подтверждена независимость директоров, а также как проводился их отбор и назначение и т.п. Роль независимого директора в совете директоров является критически важной, поскольку его задача среди прочего – защищать интересы миноритарных акционеров и широкого круга заинтересованных сторон, и уравновешивать мажоритарных акционеров в процессе принятия решений.  Только 6% компаний должным образом раскрыли информацию о независимости директоров.

С умеренным успехом освещается и работа органов управления. 36% компания уделили внимание этому вопросу.

Самым слабым местом в раскрытии вопросов корпоративного управления казахстанских компаний остается вознаграждение руководство. Среди крупных зарубежных регуляторов уже стало нормой требовать отдельный подробный отчет о вознаграждении высшего менеджмента. Иногда этот документ включается в годовой отчет, но нередко и публикуется отдельно, и занимает часто порядка 10 страниц. В этом документе подробно освещается политика вознаграждения высших органов управления (исполнительных и неисполнительных директоров), суммы вознаграждения каждого из директоров, и указание на то, как этот размер вознаграждения был определен (например, от каких ключевых показателей зависят бонусы и были ли достигнуты показатели в отчетном году).

78% компаний в нашем рейтинге предпочли ни в каком виде не раскрывать вознаграждение руководства. 19% раскрыли эту тему частично, представив либо общую сумму вознаграждения руководства, либо даже поименно, но в очень сжатой форме. Особенно редко раскрывается вознаграждение правления.

Важной информацией в области корпоративного управления является также оценка топ-менеджмента. Казахстанские компании только последние пару лет стали уделять внимание этому вопросу, и в основном эту информацию раскрывают те организации, которые действительно ведут работу в области развития корпоративного управления. Только 13% компаний полностью или частично сказали о том, что была проведена оценка работы высших органов управления.

Стейкхолдеры сегодня уделают довольно большое внимание этике и нормам поведения в компании, поскольку эта информация показывает каких ценностей придерживается компания и говорит о том, насколько продуктивными могут быть отношения с ней.  В то время как Кодекс корпоративной этики/поведения встречается нередко (35% казахстанских компаний его раскрыли), только 7% компаний сказали о том, как контролируется его исполнение.

Слабая работа с механизмом подачи жалоб на неэтичное или неправомочное поведение компании – также один из факторов негативно влияющий на уровень прозрачности бизнеса. 24% компаний предоставили контакты для подачи жалоб, только 11% полностью описали процесс их рассмотрения, и лишь 10% компаний пообещали защиту заявителя.

В период кризиса 2007 года к отчетности многих компаний по всему миру возникла масса вопросов, и прежде всего беспокойство вызывало кто и как подтверждал их правдивость. Поэтому сегодня освещение сфер внутреннего и внешнего аудита является стандартной практикой при раскрытии информации. От руководства организации ожидают подтверждения того, что внешний аудитор является независимым, и его честность и объективность никак не были скомпрометированы. Для казахстанского бизнеса, похоже, еще не очевидно значение этой информации.  Порядка 5% компаний подтвердили проверку независимости внешнего аудита. 16% раскрыли как был выбран текущий аудитор, 15% раскрыли применение принципа ротации аудитора, и только 11% раскрыли вознаграждение аудитора за неаудиторские услуги и объяснили свою политику по этому вопросу. Более 70% компаний не раскрыли практически никакой информации о подходах к работе с внешним аудитором.

На наш взгляд, недостатки, связанные со слабым раскрытием информации в указанных областях, связаны в первую очередь с невысоким уровнем корпоративного управления в большинстве компаний, вошедших в список. Среди лидеров рейтинга по уровню прозрачности преобладают компании, которые предпринимают видимые шаги в области развития системы принятия решений – у них появляется информация, которую можно раскрыть, как и понимание того, что это нужно сделать.